А. Вивальди "Времена года" Лето

Написанный в 1723 году цикл "Времена года", состоящий из четырех концертов, стал самой популярной работой Антонио Вивальди и одним из лучших произведений музыки барокко. Лето это второй концерт из цикла "Four Seasons".

В первых двух частях концерта царит спокойствие с редким нагнетанием бури, словно только что чистое голубое небо затягивает серыми грозовыми тучами, но потом все расчищается, разве что пройдет небольшой ливень. Третья же часть концерта - самая непредсказуемая и мозаичная, ей сопутствует сонет, написанный Вивальди, в котором всё живое томится в ожидании дождя, неторопливо перекликается горлица с щеглом, дует теплый ветер. Затем, внезапно налетевший борей пугает пастушка грозой, природа стращает его молниями, вырывая спелые колосья из земли.

Концерт №2 соль минор «Лето», RV 315

Лето в тройном музыкальном цикле Вивальди отождествляет с сонным и жарким югом, томным Провансом.

Сонет:

В полях лениво стадо бродит.

От тяжкого, удушливого зноя

Страдает, сохнет всё в природе,

Томится жаждой всё живое.

Кукушки голос звонко и призывно

Доносится из леса. Нежный разговор

Щегол и горлица ведут неторопливо,

И тёплым ветром напоён простор.

Вдруг налетает страстный и могучий

Борей, взрывая тишины покой.

Вокруг темно, злых мошек тучи.

И плачет пастушок, застигнутый грозой.

От страха, бедный, замирает:

Бьют молнии, грохочет гром,

И спелые колосья вырывает

Гроза безжалостно кругом.

Первая часть концерта – быстрое аллегро, представляющее картину удушливого зноя. В нем слышны голоса птиц: кукушки и горлинки, плач крестьянина выражается басами, прозрачное звучание скрипки дополняют клавесин и виолончель. Поскольку унылое состояние жары перерастает в грозу, то музыкальная волна постепенно нарастает, заканчиваясь волнообразными пассажами.

Вторая часть концерта «Лето»- Adagio – построена на созвучии трех элементов, а каждый такт разделен паузами. Сначала звучит трогательное соло скрипки, которую особенно любил Антонио Вивальди, потом вступают первые и вторые скрипки, изображающие «жужжание мух и жуков», по всему произведению звучат «раскаты грома» в исполнении всего оркестра, набирающего быстрый темп.

Третья часть концерта снова повторяет первую часть и становится эпиграфом картины «летней грозы». В стиле Presto мелодия звучит ускоренно, то поднимается, то спускается в тональности, а пассажи солирующей и первых скрипок звучат одновременно. За первым пассажем следует второй, звуки скандируются и подчеркиваются тихими басами, а оригинальность музыке придают минорные аккорды.

Добавить комментарий

* Нажимая "Отправить" Вы подтверждаете согласие с политикой конфиденциальности.