П. И. Чайковский "Времена года" Лето

"Баркарола". Июнь

"Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звезды с таинственной грустью
Будут над нами сиять"
А.Н.Плещеев

Эпиграфом к пьесе стало четверостишие А.Н. Плещеева, в котором описывается шелест волн Финского залива в Петербурге, и сияющие в небе звезды. О чем может рассказать слушателю это произведение? О солнечной Венеции, где гондольеры неторопливо рассекают водную гладь, медленно проплывая под изогнутыми мостами, о певучести итальянских песен, плавности лодок или романтичной лирике музыки, когда в каждом такте мелодия словно раскачивается, напоминая трели мандолины. 

Как и многие пьесы Чайковского из цикла «Времена года», эта часть разделена тремя вступлениями: успокаивающей мелодией, более эмоциональными аккордами и тихими, звуками, напоминающими удаляющийся всплеск лодки и эхо голосов.

"Песнь косаря". Июль

"Раззудись, плечо Размахнись рука!
Ты пахни в лицо, Ветер с полудня!"
А.В.Кольцов

Июль – веселые песни хлебопашцев, начинающих сбор урожая, равномерная и слаженная косьба, народные песни, падающие наземь спелые колосья ржи и веселый смех во время перерыва в работе. В любом виде искусства – живописи, стихотворениях, прозе, музыке - широко воспевается косьба, рисуется картина бескрайнего поля с островками стогов, усталые крестьяне, довольные урожаем.

У Чайковского на протяжении всей пьесы звучат интонации, повторяющие ритмичность народных песен, в аккомпанементе слышны аккорды, имитирующие звуки народных музыкальных инструментов, навевающих воспоминания о деревенской страде и вечере, приносящем долгожданную прохладу.
 

"Жатва". Август

"Люди семьями
Принялися жать,
Косить под корень
Рожь высокую!
В копны частые
Снопы сложены.
От возов всю ночь
Скрыпит музыка."
А.В.Кольцов

Вот и осень на пороге, журавлиных стай прощальный плач, рожь в поле высока, но ее уже почти скосили и собрали в копны оставшиеся на голой равнине снопы. Уныло скрипит телега, отвозя хлеб домой. Так видит август русский поэт А.В.Кольцов, и его слова находят отголоски в пьесе Чайковского, завершающей летнюю часть концерта. Работали в поле семьи крестьян от рассвета до заката, возвращаясь домой с тихими песнями, тогда как на поле для поддержания духа пели громко и заливисто.

Пьеса «Жатва» звучит у Чайковского в ритме скерцо, с постоянным подъемом мелодии к высоким нотам, с лирическими отступлениями, описывающими живописные пейзажи. Так крестьянин, подняв голову к небу и утирая пот со лба, окидывает взглядом окрестности и тихо радуется окончанию жатвы. Это самая живая и вдохновенная часть «Времен года», отражающая любовь композитора к русскому народу.

Добавить комментарий

* Нажимая "Отправить" Вы подтверждаете согласие с политикой конфиденциальности.