Урок-конспект по литературе: "А. А. Блок. Россия" (8 класс)

Тема: Александр Александрович Блок. «Россия»

Цели: познакомить учащихся с краткой биографией А. А. Блока; дать анализ стихотворению «Россия»; развивать устную речь учащихся, логическое и образное мышление, эстетический вкус ; воспитывать любовь русской поэзии и родному языку.

Оборудование: портрет А. А Блока.

План урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

III. Сообщение новой темы.

IV. зучение нового материала.

V. Закрепление.

VI. Итог урока.

VII. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент

Поздороваться с детьми, настроить на работу.

II Актуализация знаний.

Проверить домашнее задание. Провести опрос по пройденному материалу.

III Сообщение темы и целей урока.

На доске висит портрет А. А Блока.

- Чей портрет висит на доске?

- С какими произведениями этого автора, вы познакомились ранее? («Снег да снег», «Зайчик»).

- Сегодня мы познакомимся с биографией А. А Блока, а также с стихотворением «Россия». Выясним чему автор посвятил это произведение и как выразил свои мысли.

IV. Новый материал.

Учащиеся читают доклады по биографии Блока.

1 ученик.

Александр Александрович Блок родился 16 ноября 1880 года в семье старой русской интеллигенции. Дедушка Александра Андрей Бекетов был ректором Санкт-Петербургского университета. Мать Александра Андреевна с раннего детства прививала мальчику любовь к науке и литературе. Отец варшавский юрист немецкого происхождения Александр Львович Блок прожил в семье недолго, родители развелись, когда Блоку было 9 лет. После мать вышла замуж за гвардейского офицера Ф. Ф. Кублицкого-Пиоттух. Новая семья переехала в Петербург. Там юный Блок оканчивает гимназию, после чего поступает на юридический факультет петербургского университета. Поняв, что юридическая наука ему не интересна, он переводится на славяно-русское отделение историко-филологического факультета.

2 ученик.

Своё первое стихотворение поэт написал в 5лет. Если рассматривать творчество Блока в целом, то можно сказать, что они пропитаны патриотизмом, чувством справедливости, верой в мирную жизнь. В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери Д. И. Менделеева, именно ей он посвятил свою первую книгу стихов «Стихи о Прекрасной Даме». Во время Февральской и Октябрьской революций Блок занимал должность редактора в «Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию противозаконных действий чиновников». Зная засекреченную информацию, Блок издаёт книгу «Последние дни Императорской власти». Блока можно считать истинным патриотом России, он не жалел ни сил, ни времени, ни денег ради ссетлого будущего своей России. К концу своей жизни писатель жил очень бедно, он умер 7 августа 1921года. Поэт был похоронен на Смоленском кладбище, а со временем прах Блока был перезахоронен на Волковском кладбище.

Первичное чтение произведениями

Учитель читает стихотворение «Россия» наизусть, с выражением.

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,-
Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет,-
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...

Ну что ж? Одной заботой боле -
Одной слезой река шумней
А ты все та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..


Проверка первичного восприятия

- Понравилось ли вам стихотворение?

-Чему повященно произведение?

- Что представляли во время прочтения?

- Какие чувства выражает автор в своем стихотворении?

Повторное чтение учащимися

  • самостоятельно;
  • чтение одним учеником.

Анализ стихотворения
Произведение написано 18 октября 1908. Этот период в жизни Александра Александровича Блока был особенно плодотворен. Тогда он говорил, что посвящает всю свою жизнь Родине, что все его стихи о России.

Само название стихотворения уже говорит о чём пойдёт речь. Для А. Блока Россия – и мать, и жена, и невеста. Поэт восхищается своей Родиной, её стойкостью перед трудностями, при этом не жалея её «тебя
жалеть я не умею», так как считает Россию великой державой в которую необходимо верить.
-Какие чувства испытывает поэт к России?

- Какие слова выбирает, чтобы передать эти чувства?

- Использует ли поэт олицетворение? Какие?

- Почему меняется настроение поэта? Почему?

-Как понимаете высказывание «И невозможное возможно, дорога долгая легла"?

-Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

Подготовка к выразительному чтению

Учитель читает стих выразительно, соблюдая логические ударения, указывая паузы, обращая внимание на знаки препинания, соблюдая темп чтения.

Выразительное чтение учащимися на оценку.

V. Закрепление.

Кроссворд (составляется учителем).

  • отчество Блока.
  • фамилия дедушки.
  • фамилия жены.
  • месяц рождения поэта.
  • произведение Блока

VI. Итог урока

Поблагодарить детей за урок. Выставить оценки.

VII. Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение «Россия».


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.