Урок-конспект по литературе: "С. А. Есенин. Берёза" (5 класс)

Тема: С. А. Есенин “Берёза”

Цели: познакомить учащихся с биографией С. А. Есенина, его стихотворением «Берёза»; продолжать учить выразительно, читать произведение; развивать воображение, умение находить поэтические образы в природе; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать любовь ко всему окружающему.

Оборудование: портрет С. А. Есенина, картина с изображением берёзы в зимнее время, книги с произведениями поэта.


План урока

1. Орг. Момент.

2. Актуализация знаний.

3. Сообщение темы и целей урока.

4. Изучения нового материала.

5. Физминутка.

6. Закрепление.

7. Подведение итогов.

8. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Сосредоточить внимание учащихся. Речевая разминка.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания. Закрепление пройденного материала.

3. Сообщение темы и целей урока.

На доске висит портрет Есенина и картина с изображением берёзы на зимнем пейзаже. Учитель предлагает детям назвать ФИО поэта.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина. Будем учиться выразительно, читать стихотворение «Берёза». Попробуем увидеть природную красоту глазами автора.

4. Изучение нового материала.

Учитель заранее задаёт задание двум учащимся, чтобы они приготовили доклад про биографию Есенина.

Первый учащийся.

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново, возле красивой реки Ока. В семье бедных крестьян. Мама Татьяна Федоровна работала по хозяйству, а отец Александр Никитич, не боясь тяжёлой работы, нанимался к богатым купцам.

Когда мальчику исполнилось два года, его забрали родители матери. Бабушка с дедушкой очень любили маленького Серёжу. Именно они привили ему любовь к природе, русской песни, сказкам.

Сергей Александрович рос весёлым и озорным мальчиком, любил побегать возле реки, по лугам, по полям. Он с раннего детства восхищался великолепием природы. Первое стихотворение написал в десять лет, но сознательное творчество началось в 16-17 лет.

Второй учащийся.

В 1912 г. Есенин переехал в Москву, работал типографии. Его стихи впервые напечатали в московских журналах, когда ему было 19 лет. Есенин много путешествовал по миру. Главным достижением Сергея Есенина можно назвать создание нового, уникального стиля поэзии. Творчество поэта известно во всём мире.

Лирика Есенина очень популярна и по сей день, а стихи не утратили своей актуальности. 1925 году С. Есенина застрелили в гостиничном номере, ему было тридцать лет. Похоронен Сергей Александрович Есенин в Москве, на Ваганьковском кладбище.

Мы подготовили выставку книг с произведениями Есенина, при желании, вы можете на перемене ознакомиться.

Учитель предлагает детям послушать стихотворение «Берёза» (читает наизусть), детям предлагается смотреть на картину на доске.

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.


А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Какое настроение возникло после прослушивания?

Словарная работа

  • кайма – полоса обрамляющая ткань;
  • бахрома тесьма с свободно свисающими нитями;
  • кисти – декоративный пучок ниток или шнурков стянутые вверху.

-Как вы считаете, что хотел показать автор через своё произведение «Берёза»? (Свою близость к символу Руси – берёзе. Любовь не только к этому дереву, но и к природе в целом).

5. Физкультминутка

Руки в стороны поставим (Стоя, ноги врозь, руки в стороны)
Правой левую достанем
(Поворот влево, правой ладонью сделать хлопок по левой)
А потом наоборот.
Будет вправо поворот.
(Поворот вправо левой ладонью хлопнуть по правой)
Раз – хлопок, два – хлопок.
Повернись ещё разок! (Делая хлопки, повернуться вокруг себя)
Раз- два-три-четыре,
Плечи выше, руки шире!
(Хлопок в ладоши, приподнять плечи, руки развести в стороны)
Опускай-ка руки вниз и на корточки садись!

Работа над стихотворением “Берёза”

а) первичное чтение уч-ся

  • жужжащее чтение;
  • чтение вслух по четверостишьям;

б) беседа после чтения.

- Назовите эпические приёмы, которые вы знаете (метафоры, эпитеты, олицетворение, сравнение).

- С чем Есенин сравнивает снег? (с серебром).

- С чем сравнивает опушенные снегом кисточки берёзовых веток? (с белой бахромой).

- Как называется этот приём? (сравнение).

- Что такое метафора? (скрытое сравнение).

- Найдите в тексте метафору (распустились кисти, горят снежинки, золотой огонь, новым серебром).

- Как вы считаете, для чего автор использует метафоры? (для раскрытия полного образа Берёзы).

- Что такое олицетворение? (описывание неживой предмет, как живой).

- Найдите в тексте олицетворения? (принакрылась снегом, сонная тишина, лениво обходя, обсыпает ветки).

- Объясните фразу «снежинки горят в золотом огне».

- Почему поэт зарю называет «ленивой»?

Выразительное чтение. Учитель читает стих с выражением, дети расставляют карандашом знаки-паузы.

  • хоровое чтение “буксир”;
  • чтение ребёнком вслух;
  • чтение в парах;

6. Закрепление полученных знаний.

-С каким поэтом мы сегодня познакомились?

-Какое произведение мы читали?

-Какие новые слова вы выучили?

Самостоятельная работа. Выписать в тетрадь:

1 вариант - выписывает эпитеты; 2вариант – метафоры.

7. Итог урока. Поблагодарить детей за урок. Выставить оценки.

8. Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть.

Добавить комментарий

* Нажимая "Отправить" Вы подтверждаете согласие с политикой конфиденциальности.