Урок-конспект по литературе: "С. А. Есенин. Черёмуха" (3 класс)

Тема: В гостях у поэта

С. А. Есенин "Черемуха"

Цели:

• познакомить учащихся с биографией поэта и его стихотворением "Черемуха";

• учить выразительному чтению стихотворений;

• объяснить понятие "эпитет". Научить находить в тексте образные выражения;

• развивать эстетическое восприятие и творческое воображение;

• воспитывать чувство любви к Родине, к природе;

• развивать коммуникативные навыки детей, умение работать в команде.

Планируемые результаты:

• учащиеся должны знать основные вехи жизни и творчества поэта;

• уметь находить в тексте эпитеты.

Оборудование: портрет поэта, запись звуков весенней природы, презентация, музыкальная запись А. Вивальди "Времена года. Весна", раскраски.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы побываем в гостях у знаменитого русского поэта, откроем для себя некоторые секреты создания стихотворений и откроем для себя чарующий мир весенней природы.

А сейчас закройте глаза и послушайте звуки природы.

Звучит запись звуков природы (весенняя капель, щебетание птиц, шелест листьев на ветру, журчание ручьев).

Какие картины рисует вам воображение? Опишите их.

Какое время года вам представляется?

Игра "Цепочка". Учащиеся по очереди перечисляют признаки наступления весны.

3. Объявление темы и целей урока

Тема нашего урока "В гостях у поэта". Мы познакомимся с творчеством великого русского поэта С.А. Есенина

4. Знакомство с биографией С. Есенина

Работа с презентацией.

Слайд 1. Портрет С. Есенина

Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925)

Слайд 2. с. Константиново. Дом-музей С. Есенина

Сергей Есенин родился под Рязанью в селе Константиново в семье простого крестьянина. С юных лет мальчик рос в деревне, наблюдал за жизнью простых людей. Но больше всего будущего поэта вдохновляла природа.

Есенин начал писать стихи в 9 лет. И уже тогда обозначились главные темы его творчества: родной края, Родина, природа России.

Слайд 3. Картины русской природы.

С большой любовью Есенин пишет о природе. Мы с вами уже знакомы с творчеством этого поэта. Вспомните стихотворения "Поет зима, аукает", "С добрым утром", "Белая береза".

И вот перед нами очередное творение автора. На этот раз его стихотворение посвящено черемухе.

Слайд 4: дерево черемухи.

Загадка:

Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.

Докажите, что в загадке описывается черемуха.

Учитель: В самый разгар весны, когда солнце уже не скупится на тепло, расцветает черемуха. Ее душистые цветочки пышным белоснежным облаком окутывают ветви. В таком наряде черемуха похожа на юную невесту, стыдливо прикрывшуюся фатой.

Давайте посмотри, что написал о черемухе С. Есенин.

5. Первичное знакомство с текстом

Учитель выразительно читает стихотворение.

Вопросы:

Какое настроение стремится передать автор? (веселье, восторг, восхищение, радость) Какое чувство у вас вызывают эти строки?

Лирическое повествование тем и отличается, что автор описывает не событие, а чувства и настроение. Посмотрите, в тексте нет никаких событий, а между тем, оно навевает определенные мысли, дарит радость. Поэт делится с нами чувством прекрасного, своим восторгом. В воображении сразу рисуется яркая картина наступления весны. Это и ручейки, и веточки золотистые, и роса медвяная. Поэту удалось передать не только краски, но и звуки и даже запахи весны.

6. Анализ стихотворения

А) Прочитайте текст самостоятельно.

Жужжащее чтение.

Б) Нарисуйте мысленно картину, которая возникает при прочтении этих строк.

Ориентировать учащихся, что в тексте два лирических героя: черемуха и ручей.

В) Лингвистическое комментирование

Работа с презентацией

На слайдах – изображения явлений природы. Учащиеся должны прокомментировать и объяснить значение слов.

• Роса медвяная – капли росы с запахом меда, ароматные, сладкие;

• Зелень пряная – зелень с острым пряным запахом, душистая;

• Сияет в серебре – это цветы черемухи, они белого цвета, похожи на расплавленное серебро.

• Проталинка – место, где растаял снег и виднеется земля.

• Зелень горит на солнышке – это капли росы переливаются и сверкают в солнечных лучах.

• Волна гремучая – вода громко журчит.

• Обдает – брызги воды достигают дерева.

• Под кручею – под обрывом.

Г) Объяснение термина "эпитет"

Обратите внимание, что каждому предмету автор дает характеристику. Черёмуха – душистая, ветки – золотистые, роса – медвяная, зелень – пряная. Одно единственное прилагательное, а как тонко подмечены качества. В итоге получается цельная картинка пейзажа. Такие слова называются эпитетами.

Эпитет – образное определение предмета. Они помогают описать внешний вид предмета, передать его цвет, состояние, а также выразить чувства, настроение.

Д) Закрепление

• Давайте попробуем самостоятельно подыскать эпитеты к слову "черёмуха".

(белая, пушистая, ароматная, душистая, раскидистая, веселая, юная, стройная).

• Найдите в тексте цветовые эпитеты. (серебряный ручей, зелень золотистая)

Есенин рисует весну в золотых и серебряных красках. Это помогает создать особую картину природы – нежную, тонкую и невероятно богатую.

• Найдите в стихотворении эпитеты, подчеркивающие качества предмета

(роса медвяная, зелень пряная, черемуха душистая)

Посмотрите, из всего многообразия слов, автор выбрал те, которые подчеркивают запахи. И таким образом наша картина наполняется не только цветом, но и ароматом природы.

• На кого похода черемуха? С кем автор сравнивает ее? Почему вы так думаете?

(с молодой девушкой. Она "ветки золотистые, что кудри завила")

• А на кого тогда похож ручей? Почему?

(на юного парня. Он "вкрадчиво ей песенку поет")

• Что значит "вкрадчиво"

(тихо, доверчиво)

• Какой прием помогает автору изобразить черемуху и ручей как живых людей? (Олицетворение)

• Найдите подтверждения в тексте.

7. Закрепление пройденного

А) Работа в группах. Для каждой группы подготовлена раскраска с изображением черемухи и ручья. Учащиеся должны раскрасить рисунок, выбирая те краски, которые указал автор. Во время работы можно включить музыкальную запись А. Вивальди "Времена года. Весна".

Б) Объясните свой выбор цветов. Подберите эпитеты к словам: ручей, черемуха, трава, небо.

8. Выразительное чтение стихотворения

9. Рефлексия

• Что нового вы узнали сегодня на уроке?

• Какое настроение подарила вам поэзия Есенина?

• Что еще вы хотите узнать о поэте?

10. Выставление оценок и домашнее задание

Придумайте сказку про ручей и черемуху. Старайтесь употребить в тексте эпитеты. Придуманные примеры запишите в тетрадь.

Добавить комментарий

* Нажимая "Отправить" Вы подтверждаете согласие с политикой конфиденциальности.