Урок-конспект по литературе: "М. М. Пришвин. Кладовая солнца" (6 класс)

М. М. ПришвинТема: М. М. Пришвин «Кладовая солнца».

Цели: познакомить учащихся с биографией М. М. Пришвина, его творчеством; раскрыть особенности жанра сказки-были; проанализировать прочитанный отрывок из произведения «Кладовая солнца»; развивать грамотную речь; воспитывать любовь к чтению.

Оборудование: портрет М. М. Пришвина; иллюстрации к произведению «Кладовая солнца»; выставка книг писателя.


План урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

III. Сообщение новой темы.

IV. Изучение нового материала.

V. Закрепление.

VI. Итог урока.

VII. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сосредоточить внимание учащихся. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний.

Проверить домашнее задание. Закрепить знания, полученные на прошлом уроке.

III. Сообщение темы и целей урока.

На доске портрет Михаила Михайловича Пришвина.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с великим русским писателем Михаилом Михайловичем Пришвиным. Узнаем о важных фактах из его жизни. Начнём знакомство с его произведением «Кладовая солнца».

IV. Изучение нового материала.

М. М. Пришвин родился в 1873 году в купеческой семье, в дворянском имении Хрущево города Ельца. Его образование началось с елецкой гимназии, после Пришвин окончилРижский политехнический институт. Получив диплом агронома, он получает работу на опытной сельскохозяйственной станции. Готовясь к научно-педагогической деятельности в лаборатории академика Д. Н. Прянишникова, он строил планы на будущее. Но судьба приготовила для Михаила Михайловича другое направление. В 1905 г. Пришвин становится писателем-путешественником, этнографом. Он много путешествует по странам. Его издания печатают в известных журналах. Пришвиным была написана автобиографическая повесть «Серая сова». Писателя можно назвать истинным певцом природы.

- Какие произведения Пришвина вы помните из программы начальной школы? («Лисичкин хлеб», «Зверь-бурундук», «Дедушкин валенок»). Демонстрируется выставка книг писателя.

- Как объяснить жанр сказка-быль?

- «Кладовая солнца» написана в 1945 г., после окончания Великой Отечественной войны. Это не просто выдуманная история, событие имели место быть в реальной жизни. Писатель пытается описать трудную жизнь детей, Насти и Митраши, их дружбу, переживания. Сказка-быль написана от первого лица.

(Иллюстрация к рассказу М. Пришвина "Кладовая солнца")

Чтение текста

Чтение вслух учителем и заранее подготовленным учеником начала сказки-были «Кладовая солнца» по частям. Одновременно составляя план.

1. Описание Насти и Митраши.

2. Отношение детей друг к другу.

3. Дети собираются за клюквой.

4. Решение Митраши отправиться на Палестинку.

5. Описание Блудова болота.

6. Спор детей.

7. Антипыч и его собака Травка.

8. Жизнь Травки в лесу после смерти Антипыча.

9. Митраша пришел в Слепую Елань.

10. Митраше грозит гибель в трясине.

Беседа с классом.

- Как автор описывает детей?

-Какой характер у детей?

- Как вы думаете, как он к ним относится?

- Где и когда происходит действие?

- Что больше всего запомнилось в отношениях между Настей и Митрашей?

- Куда решили отправится главные герои?

- Почему между ними возник спор?

- Найдите в тексте описание природы при споре детей.

- Почему Митраша попал в беду?

- Какую роль в произведении играет старый лесник Антипыч и его собака Травка?

- Что такое кладовая солнца?

- Посмотрите на иллюстрации, которые висят на доске. найдите в тексте подходящие описания.

V. Закрепление нового материала.

- Как вы считаете, что хотел передать автор через своё произведение? (раскрытие человека через природу, через отношение человека к природе, тесную связь между человеком и природой). Далее предлагается разгадать кроссворд.

  • Имя Пришвина (Михаил)
  • Диплом, какого специалиста получил Пришвин, окончив Рижский политехнический институт? (агронома)
  • Произведение писателя « Лисичкин ………?» (хлеб)
  • Главный герой произведения «Кладовая солнца» (Митраш)
  • Верный друг Антипыча (Травка)
  • Название болота (Блудово)

Самостоятельная работа (по вариантам).

1-й записывает в тетрадь описание Митраша, 2-й описание Насти. Проверка.

VI. Итог урока.

Поблагодарить детей за урок. Выставить оценки.

VII. Домашнее задание.

Прочитать «Кладовую солнца» до конца и составить план к содержанию прочитанного.

Комментарии


Добавить комментарий