Урок-конспект по литературе: "А. А. Фет. Весенний дождь" (3 класс)

Тема: Образ дождя в стихотворении А. А. Фета "Весенний дождь"

Цели:

• познакомиться с новым стихотворением А. Фета;

• учить анализировать поэтические строки;

• научить определять выразительные средства речи;

• развивать творческие способности учащихся;

• расширить лексический запас;

• формировать культуру восприятия поэтического текста;

• воспитывать чувство прекрасного, любви к родному краю.

Планируемые задачи:

• учащиеся должны уметь находить в стихотворении выразительные средства речи;

• уметь определять тематику, описывать лирического героя;

• развивать навыки выразительного чтения.

Оборудование: портрет А. Фета, мультимедийная презентация, лексический словарь, картины, изображающие дождь, кластер, аудиозапись звуков дождя.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Подготовка к восприятию темы

• На доске анаграмма: ЖОДЬД (Дождь)

Учащиеся составляют слово.

• Звучит запись звуков дождя.

Опишите, какой дождь вы представили?

• Составление кластера.

Каждый из вас видел дождь, причем это явление природы никогда не оставляет равнодушным. Для каждого дождь представляется по-особенному. Давайте разберем, а каким дождь кажется вам.

При составлении кластера объединять слова по трем группам: сила дождя (мощный, ливень, редкий, слабый, трепетный грибной, слепой), запах (запах мокрой зелени, земли, цветов), движение (идет, каплет, льет, бушует, заливает).

Вы видите, каким разным может быть дождь: ласковый и теплый, бурный, шумный и грозный, сопровождаемый раскатами грома.

Как вы думаете, какой характер будет у весеннего дождя?

При ответах учащихся выделять слова из кластера, характеризующие весенний дождь.

3. Объявление темы и целей урока

В лирике немало стихотворений, посвященных этому явлению природы. И, также как у вас, у каждого поэта свое видение дождя.

Работа с презентацией. На слайде стихотворения о дожде.

Дождь окрасил цветом бурым
Камни старой мостовой.
Город хмур под небом хмурым,
Даль — за серой пеленой.
(В. Брюсов)

Плачет у окошка пасмурная буря,
Понагнулись ветлы к мутному стеклу
И качают ветки, голову понуря,
И с тоской угрюмой смотрят в полумглу…
(С. Есенин)

Тучка с солнышком опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется,
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдётся,
Сразу радуга смеётся.
(В. Берестов)

• Каким вам представляется дождь, описанный в данных отрывках? Почему?

Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением, посвященным этому удивительному явлению природы.

Это стихотворение А. А. Фета "Весенний дождь".

Фета называют мастером пейзажной лирики. Его произведения музыкальны и напевны. Не случайно именно на его стихи многие русские композиторы слагали песни.

Пение птиц, звон ручья, шелест листьев, игра солнечного зайчика – все складывается в красивую песню, полную звуков и движения.

Итак, тема нашего урока "Образ дождя в стихотворении А. А. Фета "Весенний дождь". Сегодня мы попробуем разобраться, какими средствами пользуется автор, чтобы создать свой образ дождя.

4. Первичное знакомство с текстом

Учитель читает стихотворение.

• Какое настроение подарило вам это стихотворение? Почему?

• Чьими глазами мы наблюдаем за дождем? (Глазами автора)

• Помните, что главная задача лирики – не описание событий, а передача мыслей, чувств, настроения. Какие чувства возникли у вас при прослушивании этого произведения?

5. Анализ стихотворения

А) Лексическая работа

Прежде, чем заглянуть в мастерскую поэта и понять, как удается автору простыми словами создать особое, весеннее настроение, вызвать такую бурю эмоций, постараемся понять все слова. Какие слова вам кажутся непонятными?

Работа с презентацией.

• Завеса – плотная занавеска. В переносном смысле – плотная пелена, окутывающая что-либо.

• Трепещет – дрожит, колеблется.

Б) Чтение произведения

Жужжащее чтение.

Назовите, какие образы возникают перед вами? Кого описывает поэт?

На слайде ряд: солнце, воробей, завеса, опушка леса, капли, липы, сад, листья.

Сколько образов в одном коротком стихотворении! Но автор не просто перечисляет нам объекты живой и неживой природы. Какие слова помогают ему плавно передвигаться от одного образа к другому? (Глаголы)

Подсчитайте, сколько глаголов в этом стихотворении? (10)

А сколько строк? (16)

Как вы думаете, для чего автору понадобилось столько глаголов? (Чтобы передать динамику, движение)

В) Пошаговый анализ стихотворения

• Прочитайте внимательно первую строфу. Создается ли ощущение, что скоро хлынет дождь? (Да, небо уже затянуто облаками)

Объясните, почему "трепещет воробей"? (Он ждет, что скоро начнется дождь)

• Прочтите вторую строфу. Как вы поняли, что дождь уже начался?

(строка "качаясь, движется завеса)

Обратите внимание, что Фет не употребляет самого слова "Дождь". Однако мы понимаем, что речь идет именно о нем. Какие слова заменяют слово "дождь"? (качаясь, движется завеса)

Это метафора. Вспомните определение метафоры.

На слайде: Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве или различии предметов и явлений.

• В этой же строфе поэт использует и прием сравнения. Найдите его. (будто в золотой пыли)

Что такое сравнение?

На слайде: Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

Подчеркните слово, которое помогло вам узнать сравнение. (будто)

• Прочитайте последнюю строфу. В каких строках автору удается передать описание дождя? (Что-то к саду подошло и барабанит по листьям)

Какой прием использует Фет? (Олицетворение)

Какие слова вам помогли понять, что это олицетворение? (подошло, барабанит)

Вспомните, что такое олицетворение?

На слайде: Олицетворение – придание неживому объекту свойств живого существа.

Г) Составление таблицы

Выпишите в тетрадь примеры метафоры, олицетворения и сравнения.

6. Развитее образного видения лирического текста

Рассмотрите еще раз образный ряд, который мы составили в начале урока. Образ дождя, описанный в последний строфе в этот ряд не вошел. Как вы думаете, почему? (Сложно за завесой дождя разглядеть, что подошло к саду)

• В образе какого существа вам представляется дождь, описанный Фетом? (Ответы учащихся)

Работа в группах

• Раз автор использует олицетворение, давайте попробуем представить себе дождь в виде человека.

На слайде – три картины. Каждая группа описывает свою картину, используя слова из кластера и придумывая эпитеты, сравнения и метафоры.

Итог работы: Как вы думаете, какая из картин больше всего соответствует стихотворению А. Фета? Объясните свой выбор.

7. Подведение итогов урока

Удалось ли нам разобраться, как автор передает нам чувства и настроение?

Получилось ли создать образ дождя? Услышали вы, как что-то подошло и барабанит по листьям?

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Достигли ли мы поставленных целей?

8. Выставление оценок и домашнее задание

1) Выучить стихотворение наизусть.

2) Нарисовать образ дождя, описанный Фетом.

3) Создать коллаж на тему "Весенний дождь".

Комментарии


Я прям не смогла сдержаться!!!! Редко нахожу в сети нормальные конспекты... Спасибо огромное автору!!!!!!!!!

Спасибо большое! Урок составлен грамотно, в соответствии с ФГОС, последовательно, с душой и любовью к ученикам!

Конспект замечательный,обязательно воспользуюсь,жаль лишь,что презентации нет,хотя она упоминается. А так спасибо за проделанную работу.

Добавить комментарий