Урок-конспект по теме: "Времена года"

Тема урока: Времена года. Смена времён года.

ЗАДАЧИ:

  • Сформировать в учащихся представление о смене времен года;
  • Показать учащимся, что движение Земли вокруг Солнца - причина смены времен года на планете;
  • Развивать в учениках наблюдательность, внимательность и исследовательские навыки;
  • Продолжить развивать умение работы с учебником;
  • Привить бережное отношение и любовь к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Теллурий (модель Солнце-Земля-Луна) - движущаяся модель взаимного расположения Солнца, Земли и Луны в различных фазах их вращения. Позволяет наглядно продемонстрировать: смену времен года, смену дня и ночи, фазы Луны, солнечные и лунные затмения;
  • Иллюстрации природы в различное время года
  • Глобус;
  • Учебник.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания:

  • Почему меняется день и ночь на планете?
  • Какие явления природы повторяются каждые сутки?
  • Сколько раз оборачивается Земля за сутки?
  • Меняется ли продолжительность ночи и дня зимой?

III . Объявление темы и основных задач урока.

Выберите вывод, - единственно правильный из этих следующих трех:

  1. Ночь наступает потому, что на небе появляется Луна.
  2. Солнце вращается вокруг планет.
  3. День и ночь наступают из-за того, что Земля вращается вокруг своей оси и по-разному освещается Солнцем. (Последний вывод правильный.)

Закрепление новой информации методом «вопрос-ответ»:

  • Какие движения Земли вам известны?
  • ( Движение вокруг своей оси, движение вокруг Солнца.)
  •  
  • К чему приводит движение вокруг своей оси?
  • ( К смене дня и ночи. )
  •  
  • К чему приводит движение Земли вокруг Солнца?
  • ( Мы пока не знаем.)
  •  
  • Как вы считаете, чему будет посвящен урок?
  • ( Мы узнаем, что происходит на Земле, когда она движется вокруг Солнца.)

На доске висят 4 иллюстрации, изображающие времена года. Учитель загадывает детям загадки.

Обернулась в лёд вода
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

(Зима)

Я раскрываю почки
В зелёные листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.

(Весна)

Я соткано из зноя
Несу тепло с собою
Я реки согреваю,
“Купайтесь!” - приглашаю.

(Лето)

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.

(Осень)

Отгадывание загадок, сопровождается показом иллюстраций. Молодцы ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о временах года и постараемся ответить на вопрос: По какой причине всё-таки происходит их смена?

IV . Изучение нового материала

Человеку издавна было интересно знать, почему летом тепло, а зимой холодно, почему летние дни длинные, а ночи короткие. По истечении времени, стало известно, что Земля вращается вокруг Солнца и одновременно вращается вокруг своей оси, по кругу справа налево (по часовой стрелке). Именно поэтому и происходит на Земле смена дня и ночи, а также смена времён года (рекомендуется показать визуально, с помощью глобуса и фонарика - очень эффективно!).

Если вообразить линию от Северного полюса к Южному, то мы получим основание, собственно на котором и держится Земля – это земная ось. Она наклонена к плоскости орбиты Земли под углом и направлена всегда на Полярную звезду. Оттого, что положение оси Земли наклонено постоянно в одном и том же направлении, Солнце освещает поверхность Земли по-разному. Полный оборот Земли вокруг Солнца происходит за 365 суток и 6 часов, а вокруг своей оси за 24 часа.

времена года в северном полушарии

В связи с этим, на Земле и существует 4 времени года. Давайте их назовём (весна, лето, осень, зима). Если летом Северное полушарие повёрнуто к Солнцу, лучи падают прямо, мы оказываемся на хорошо освещенной поверхности Земли, соответственно с длинным днём и короткой ночью. В этот период начинается активный рост и размножение растительного мира. А зимой Северное полушарие, проходя по орбите, отворачивается от Солнца, солнечные лучи слегка касаются Земли, соответственно день короткий, а ночь длинная. Происходит затишье, природа спит. Когда лучи Солнца освещают Северное и Южное полушарие равномерно, там наступает осень и весна.

Ещё одним главным моментом является наличие таких дней, когда Солнце занимает самое высокое (низкое) положение над горизонтом.

  • 22 июня – день летнего солнцестояния;
  • 22 декабря – день зимнего солнцестояния;
  • 22 марта и 22 сентября день равен ночи, это дни весеннего и осеннего равноденствия.

Полный оборот Земли вокруг Солнца происходит за 365 суток и 6 часов. Мы знаем, что в году 4 времени года, в каждом по три месяца. Назовите их. Наши предки имели совсем другие названия месяцев, попробуйте, отгадайте, объяснив некоторые названия (сечень, лютень, берёзозол, цветень, травень, червень, липень, серпень, вересень, листопад, грудень, студень).

Далее рекомендуется провести практическую работу, используя глобус и фонарик. Дети с учителем ищут на глобусе место, где они проживают. Коллективно выясняют, как должна быть расположена модель земли, в разное время года, описывая при этом главные отличительные особенности каждого времени года (погода, природа, температура, жизнь животных и людей).

Вопросы для закрепления информации:

  • Какие движения осуществляет наша Земля?
  •  
  • Сколько дней длится год?
  •  
  • Объясните, почему бывают времена года. Назовите их.
  • Вспомните, что вам известно о движении Земли вокруг своей оси.
  •  
  • Какие бывают времена года?
  •  
  • Издавна люди заметили, что когда солнце поднимается высоко на небосклоне, - на земле тепло, а когда опускается низко, - холодно.
  •  
  • Почему теплое время года (весна, лето) изменяются холодными (осень, зима)?
  •  
  • Почему Земля получает от Солнца в разные времена года неодинаковое количество тепла и света?
  •  
  • Когда солнечные лучи падают прямо, солнце жарче. Если же лучи солнца падают на земную поверхность под углом, то они греют земную поверхность слабее. Вот почему меняются времена года на Земле. За какое время Земля вращается вокруг Солнца? Как это время называют?

В подготовке к уроку будет полезна статья: Как происходит смена времен года

2 . Физкультминутка

V. Систематизация знаний

Демонстрация смены времен года на Земле с помощью теллурия:

  • Дети! Посмотрите на этот прибор.
  •  
  • Кто из вас знает, как он называется?
  • (Теллурий)
  •  
  • Произнесите слово хором.
  •  
  • Вы сегодня сумеете раскрыть тайну, почему на этот урок я принесла именно этот прибор.
  • (Учитель включает теллурий.)
  •  
  • Я хочу выслушать ваши мнения.
  •  
  • Какие предположения?
  • (Модель Земли и Солнца, -теллурий изображает, как вращается Земля относительно Солнца.)
  •  
  • Какую роль будет играть лампа?
  • (Лампа играть роль Солнца.)
  •  
  • Сделаем вывод. Расскажите о том, как падают лучи на руку.
  • (В первом случае лучи падают прямо на руку, а в иных случаях лучи падают наискосок.)
  •  
  • Так почему в первом положении руке было теплее?
  • ( Потому что лучи были прямые, а рука находилась ближе к источнику тепла.)
  •  
  • Выполним такой же опыт с глобусом - моделью Земли. В глобусе есть воображаемая ось, вокруг которой вращается Земля.
  •  
  • Проследим за вращением глобуса.
  •  
  • Куда «смотрит» ось Земли: на Солнце или в направлении от него?
  • (От Солнца).
  •  
  • Как вы считаете, что несут солнечные лучи: свет, тепло или то и другое?
  • ( И свет, и тепло.)
  •  
  • Давайте определим, где теплее при таком положении Земли: в Африке или в Антарктиде.
  • ( В Африке больше тепла. )
  •  
  • Продолжим наблюдение за вращением глобуса вокруг Солнца.
  •  
  • Ось земли « смотрит» на Солнце или в направлении от Солнца?
  • ( На Солнце.)
  •  
  • Пока наше полушарие повернуто к Солнцу , дни у нас длинные , лучи прямые ,время года - лето. Пока наша полушарие обращено от Солнца - дни у нас короткие , лучи косые , время года - зима.
  •  
  • За какой период произойдет полное обращение Земли вокруг Солнца?
  • ( За год.)
  •  
  • Сколько длится год?
  • (12 месяцев).
  •  
  • Итак, что происходит при вращении Земли вокруг Солнца?
  • ( Смена времен года.)
  •  
  • Какова главная причина смены времен года?
  • ( Наклон земной оси и движение Земли вокруг Солнца.)
  •  
  • Почему летом день длится дольше?
  • (Солнце поднимается высоко над горизонтом.)
  •  
  • Почему зимой холодно?
  • (Солнце низко над горизонтом.)

VI . Подведение итогов

  • Как движется наша Земля?
  •  
  • Какая причина времен года?
  •  
  • Какие есть времена года?
  •  
  • Сколько дней в году?

На Земле существует 4 климатических пояса:

  • Экваториальный пояс - самый жаркий, где весной и осенью происходит засуха, а летом и зимой повышенная влажность.
  • Тропический пояс - практически весь год жарко и засушливо. Однако, один раз в год происходит сезон дождей - самый холодный сезон года.
  • Умеренный пояс - к нему можно отнести Западную Европу, Центральную часть России. Весной и летом относительно сухо с кратковременным выпадением осадков, осеню и зимой их выпадает огромное множество, в виде дождя и снега.
  • Арктика и Антарктида - в этой части времена года не меняются, происходит только смена дня и ночи, так как погодные условия одинаковые в течении года, температура всегда ниже нуля.

VII. Закрепление пройденного материала.

времена года

Путь, которым Земля вращается вокруг Солнца, называют орбитой. Смена времен года - вечное и неизменное явление природы. Его причиной является движение Земли вокруг Солнца, который длится 365 дней, или год.

  • Почему происходит смена дня и ночи?
  • Почему происходит смена времён года?
  • Когда в Северном полушарии лето, какое время года будет преобладать в Южном? (зима).
  • Если в Северном полушарии весна, то в Южном полушарии?(осень)
  • Где в течение года Солнце светит одинаково? (в районе экватора)
  • Объясните, что было бы, если земная ось была расположена вертикально? (времен года бы не существовало. Потому что любая точка на земном шаре, на освещаемой стороне, были бы одинаково удалены Солнца. Соответственно воздух прогревался равномерно).
  • На каком климатическом поясе мы проживаем?

VIII. Решение естественных задач

  • Вы вымыли в классе доску. Она мокрая. Куда исчезла вода?
  •  
  • Давайте подумаем, есть ли круговорот воды зимой.
  • ( Ответы учащихся.)
  •  
  • Может вода испаряться при низких температурах?
  • ( Нет)
  •  
  • Для чего хозяйки зимой вывешивают выстиранное белье на улицу?
  • ( Сушить)
  •  
  • Оно высыхает?
  • ( Да)
  •  
  • Значит, вода испаряется.
  • В природе в газообразное состояние вода может переходить не только из жидкого, но и из твердого: из снега и льда.
  •  
  • Зимой в виде чего возвращается вода на землю?
  • (В виде снега).
  •  
  • А снег - это вода. Круговорот воды бесконечен!

IX. Домашнее задание

Прочитать материал в учебнике, сложить устный рассказ о дружбе Земли и Солнца, найти загадки и пословицы о временах года.

Поблагодарить детей за урок, выставить оценки.

X. Итог урока.

Поблагодарить детей за урок, выставить оценки.

Комментарии


ЗИМА 2015-2016 ГОДА В СЕВЕРНОМ ПОЛУШАРИИ БУДЕТ ЭКСТРЕМАЛЬНО ХОЛОДНОЙ.

Добавить комментарий

* Нажимая "Отправить" Вы подтверждаете согласие с политикой конфиденциальности.