Урок-конспект по теме: "Зима в картинах русских художников"

Юон Волшебница-Зима

Цели урока:

- Познакомить учащихся с картинами русских художников.

- Научить видеть красоту, находить изобразительные средства для передачи цвета. Воспитание чувства прекрасного.

- Дать понятие термина "пейзаж", научить выделять пейзажи, нахдить их отличительные черты.

- Развивать речь, наблюдательность, воображение, эмоционально-чувственное отношение к действительности.

- Приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развить навыки логического мышления; расширить кругозор.

- Прививать любовь к природе.

- Формировать нравственно-эстетические переживания учащихся на основе восприятия произведений музыки и живописи.

 

Планируемые результаты:

Знать имена русских художников. Знать, что такое "пейзаж".

Оборудование: ПК, проектор; репродукции картин, музыкальные записи П. Чайковский "Времена года. Зима", "Танец снежных хлопьев".

Межпредметные связи: литература, музыка

Ход урока

I. Орг. момент

II. Актуализация

Ребята, давайте подумаем, а может ли музыка рисовать? (Ответы учащихся)

А чем рисует музыка? (звуками)

Что можно нарисовать с помощью музыки? (настроение, природу, человека, чувство).

Прослушайте следующие произведения великого русского композитора П.Чайковского, и попробуйте решить, какое время года изобразил композитор?

П.Чайковский "Времена года. Зима" "Вальс снежных хлопьев"

Почему вы так решили? Какое настроение передает эта музыка?

III. Подготовка к восприятию темы

Зима всегда очень разная. На первый взгляд все одно и то же: снег, холод, мороз. Но, если приглядеться, то зима предстанет во всех красках: она и стылая, морозная, она и бурная, вьюжная, она и задорная, солнечная, веселая, она и мрачная, унылая.

И художникам удается передать не только красоту зимней природы, но и настроение, передать эмоции, которые вызывает зимняя погода.

IV. Объявление темы урока

Тема урока "Зима в картинах русских художников". Сегодня мы рассмотрим, как изображали зиму художники, какие приемы использовали.

V. Презентация материала и введение термина

Учащиеся рассматривают репродукции картин. Учитель называет имя художника, название картины.

Васнецов А. "Зимний сон"

Шишкин И. "Зима"

Юон К. "Волшебница-зима"

Кустодиев Б. "Зима"

Крымов Н. "Зимний пейзаж"

1) Какая картина вам нравится больше? Почему? Какое настроение на ней запечатлено?

(Ответы учащихся)

Введение термина:

Картина Н.Крымова называется "Зимний пейзаж". Вы должны знать, что пейзаж – это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.

VI. Закрепление

1) Расскажите, что вы видите на картинах? Что изображено? (природа, зима, снег, сугробы).

2) Можно ли эти картины назвать пейзажами? Почему?

3) Пейзаж – это только изображение природы, или можно рисовать и людей, животных? (да, можно)

4) А зачем добавлять изображения людей? Сравните картины Васнецова и Крымова. (Лучше передается настроение, эмоция)

5) К какой картине больше всего подходит стихотворение Ф.Тютчева:

Чародейкою – зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

6) Можете ли вы вспомнить стихотворения, которые бы подошли к описанию этих картин? (Учащиеся вспоминают другие стихотворения или отрывки их них о зиме, объясняют, какие именно выражения подойдут к описанию данных картин).

VII. Подготовка к практической работе

1) Вам предстоит нарисовать свой зимний пейзаж. Давайте подумаем, что именно вы будете рисовать? Только деревья и кусты? Или это будет изображение зимних забав? А может это будет одинокая березка, укутанная снегом?

Учащиеся выбирают предметы, которые будут изображены в их рисунках.

2) Какая зима вам больше нравится: грустная, мятежная, вьюжная или веселая, солнечная?

Именно оттого, какое настроение вы заложите в свою картину, зависит и выбор красок. Посмотрите, на картине Крымова краски сочные, теплые. Есть и зеленый, и красный, и розовый, и коричневый, и желтый. Какая богатая палитра! Поэтому и картина получается веселой. А вот на картине Шишкина цвета мало: только белый, голубой и коричневый. Поэтому и пейзаж получается сдержанный, холодный, грустный.

Какие краски вы выберете для своего пейзажа?

Учащиеся перечисляют, какие цвета будут использовать.

VIII. Рефлексия. Выполнение практического задания

Дети рисуют пейзаж. В это время желательно включить музыкальное сопровождение.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Сможете ли вы теперь отличить пейзажи от других видов изобразительного искусства?

С какими художниками вы познакомились?

IX. Выставление оценок

IX. Домашнее задание

Закончить пейзаж, выполнив его красками.

Добавить комментарий

* Нажимая "Отправить" Вы подтверждаете согласие с политикой конфиденциальности.