Урок-конспект по теме: "Зима в стихах русских поэтов"

Грабарь Февральская лазурь

Цели урока:

 - Познакомить учащихся с произведениями русских поэтов о зиме. Научить видеть красоту слова, уметь находить изобразительные средства языка. Воспитывать чувство прекрасного.

 - Формировать у детей навыки осознанного чтения.

 - Развивать речь, наблюдательность, воображение, эмоционально-чувственное отношение к действительности.

 - Воспитывать любовь к чтению; прививать любовь к природе, развивать эстетический вкус.

 

Планируемые результаты:

Знать имена русских поэтов, уметь находить поэтические тропы (пока не называя их). Подготовить учащихся к восприятию новых терминов: эпитет, метафора, сравнение. Выразительно читать стихотворения.

 

Оборудование:

ПК, проектор; презентация "Загадки о зиме"; портреты поэтов; раздаточный материал (стихотворения на отдельных листах – для работы в группах; снежинки – для оценивания); музыкальная запись "Три белых коня" (или любая другая о зиме. Можно воспользоваться сайтом http://allforchildren.ru/nysongs/index_winter.php);

рисунки детей; карта путешествия с указанием названий станций.

Ход урока

I. Орг. момент

II. Актуализация

Сегодня нам предстоит необычное путешествие. Мы отправимся в царство Снежной королевы, в гости к Матушке-Зиме. Нас ждут волшебные приключения. Вы согласны, что зима – время чудес?

Ответы учеников (какие чудеса происходят зимой: природа преображается, Новый Год, праздник, веселье и забавы, чудные узоры мороза)

А на чем нам лучше путешествовать по зимней дороге? (На санях)

Итак, рассаживаемся поудобнее в санях, укутываемся потеплее, и – поехали!

Звучит музыка.

III. Подготовка к восприятию темы

Станция 1 "Загадочная"

Демонстрация презентации. На слайдах написаны загадки. После отгадывания открывается картина с загаданным словом.

1. После осени пришла.

И сугробы намела. (Зима)

2. Что за звёздочки такие
На пальто и на платке —
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь — вода в руке?
(Снежинки)

3. Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись.
(Сосульки)

4. Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.
(Мороз)

А в какое время года мы можем наблюдать эти явления природы? Правильно, зимой.

Какие еще изменения в природе вы можете увидеть зимой? (Ответы учащихся)

Итак, мы оказались в царстве Матушки-Зимы. Давайте доберемся до следующей станции (звучит музыка).

IV. Поверка дом. задания (на дом было задано нарисовать зиму)

Станция 2 "Художественная"

Рисунки вывешены на доске.

На какие группы можно разделить эти рисунки?

1 группа: Природа зимой

2 группа: Новый год

3 группа: Зимние забавы

А как вы представляете себе зиму? Расскажите по своим рисункам, что вы видите. Как бы вы могли описать свои ощущения?

Поехали к следующей станции (звучит музыка).

V. Объявление темы урока

Тема урока сегодня "Зима в стихотворениях русских поэтов".

Станция 3. Поэтичная. Нам нужно вспомнить имена великих русских поэтов (показывать портреты поэтов).

Дети вспоминают имена русских поэтов: А. Пушкин, С. Есенин, А. Блок, Ф. Тютчев.

А кто такой поэт? (ученики высказывают свое мнение)

Чем отличаются стихи от прозы? (напевность, рифма)

Как нужно читать стихотворения? (выразительно, с интонацией)

VI. Работа по теме урока

Отправляемся снова в путь (звучит музыка)

Станция 4. "В гостях у поэта"

Каждое время года прекрасно и удивительно. И поэты, видя такую красоту зимнего пейзажа, стремились поделиться своим открытием, передать описание природы словами, звуками. Чтобы все, кто потом читал эти стихотворения, смогли почувствовать эту красоту.

Давайте посмотрим, как описывали зиму поэты. Что интересного и удивительного находили они в зимних пейзажах.

Класс разделить на 5 групп. Каждая получает свое стихотворение.

Задание: Выразительно прочитать стихотворения. Для этого сначала подчеркнуть карандашом те слова, которые необходимо выделить интонационно. Подобрать картинки из развешенных на доске, те, которые лучше всего передают образ, описанные в произведении. Доказать свою точку зрения.

Стихотворения:

А.С.Пушкин "Вот север тучи нагоняя"

Саша Чёрный "На коньках"

С. Есенин "Береза"

Н. Некрасов "Снежок"

Ф. Тютчев "Чародейкою зимою"

Подготовка идет в группах. Стихотворение читает один ученик из группы. Доказывают свой выбор рисунков все участники.

VII. Закрепление темы.

Найдите в каждом стихотворении сравнения, необычные описания. Как воспринимают поэту зиму? (как живую, как человека)

Какие слова подбирают поэы, чтобы передать необычность, красоту пейзажа? (поиск тропов)

VIII. Рефлексия

О каком времени года мы говорили сегодня?

Имена каких поэтов вы вспомнили?

Что понравилось на уроке?

Что бы вы хотели узнать еще о поэтах и их стихотворениях?

IX. Выставление оценок

X. Домашнее задание

1. Выучить понравившееся стихотворение о зиме наизусть.

2. Задание повышенной сложности: Сочинить свое стихотворение.

Пояснения к уроку: Урок построен в форме путешествия на санях по зимней сказке. На каждой "станции" ученики получают определенное задание. Такая форма подразумевает и групповую, и индивидуальную работу.

Пока звучит музыка, можно отвести время на физ.минутку. Актуальнее это сделать в середине урока. Под музыку выполнить несложные движения, имитирующие езду на санях.

Оценивание учащихся происходит в течение всего урока. Для этого заготовить снежинки. За каждый правильный ответ ученик получает снежинку. В итоге те, кто собрал больше всего снежинок, получают отметки.

Добавить комментарий