Урок по теме: "Народный календарь праздников"

Тема: Народный календарь. Народные праздники
Цели урока:

  • • познакомить с историей возникновения народных праздников;
  • • развивать творческие способности учащихся;
  • • формировать интерес к теме;
  • • активировать познавательную деятельность учащихся, развивать навыки самостоятельной работы;
  • • воспитывать уважение к истории народа, страны, края, формировать бережное отношение к традициям и обычаям;
  • • прививать чувство любви к родному краю, к стране;
  • • работать над развитием речи.

Планируемые результаты:

• иметь представление об истории праздников;

• знать важные даты народного календаря;

• развивать навыки индивидуальной работы;

• учится творчески воспринимать задания, развивать воображение.

Оборудование: ПК, презентация (скачать презентацию нашего автора), картинки, раздаточный материал, видеозапись мультфильма "Ишь ты, Масленица", записи народных песен, репродукция картины Б. Кустодиева "Масленица" (1 иллюстрация на странице), календари.

Межпредметные связи: литература, история, музыка.

Ход урока

I. Орг. Момент

II. Актуализация

Сегодня к нам в гости пришел необычный мальчик. Вы, его, наверное, узнаете.

Жили в городе Цветочном

Малыши-коротыши.

Пулька верный был охотник,

Тюбик лето рисовал,

Цветик – тот еще работник!

Он стишата сочинял.

Ну а этот – самый умный,

В черном-черном пиджаке.

Он придумал шар воздушный

И на нем же улетел. (Знайка)

Работа с презентацией. Слайд № 1.

Знайка нам будет помогать сегодня на уроке. Но и спрашивает он строго! А вот его первое задание:

Отгадайте загадку:

Стоит дуб, на дубу двенадцать гнезд,
А в каждом гнезде по четыре синицы.
Где все это хранится? (Календарь) Слайд № 2

О каких 12 гнездах идет речь? (о месяцах)

А что это за 4 синицы в каждом гнезде? (недели)

Знаете ли вы откуда произошло слово "календарь"? Обратимся к нашему Знайке.

Слайд № 3.

В Древнем Риме первый день каждого месяца назывался "календа". Отсюда произошло слово "календарь".

Спасибо, Знайка.

Посмотрите, что я вам принесла.

Учитель показывает отрывной календарь, обычные календарики, религиозный.

Это календари. А зачем нам нужен календарь? Какие календари вам уже известны?

По гражданскому календарю живут все люди на нашей планете. Он точно указывает даты. По религиозному календарю узнают про церковные праздники.

III. Повторение пройденного материла

Блиц-опрос

• А бывают ли другие календари?

• Какие три календаря существовали на Руси? (церковный, гражданский и народный)

• Кто издал указ о принятии юлианского календаря? (Петр I)

• В каком году приняли григорианский календарь? (1918)

• По какому календарю живем мы сейчас? (григорианский)

• В чем разница между гражданским и церковным календарем?

Посмотрите на календари. Есть ли среди них народный? (Нет)

Сегодня на уроке мы с вами и познакомимся с народным календарем.

IV. Объяснение новой темы

В прежние времена основным занятием простых людей на Руси было земледелие. Но, чтобы вырастить хороший урожай, нужно было знать, когда сажать пшеницу, когда пахать поле, когда убирать, будет ли дождь поливать землю, и не наступят ли морозы. Люди внимательно наблюдали за природой, за сменой времен года, учились предсказывать погоду. Все эти наблюдения и нашли свое отражение в народном календаре.

Народный календарь складывался веками. Сначала люди передавали знания устно. Но позже стали появляться деревянные календари – "знатники". На них делали зарубки, которые указывали, "когда сеять, когда жать, когда праздники встречать".

Народный календарь строился в зависимости от положения солнца. Главными днями считались дни весеннего и осеннего равноденствия и зимнего и летнего солнцеворота.

Можете назвать эти дни? (22 декабря; 21 марта; 22 июня; 23 сентября)

До появления христианства на Руси наши предки верили, что существует много богов. Они не могли объяснить, почему гремит гром и сверкает молния, почему случаются наводнения, и почему после дня наступает ночь, а после весны приходит лето. Такая вера называется "язычество".

Словарная работа.

Знайка, покажи в словаре, что значит "язычество"?

Слайд № 4

Язычество – вера в существование множества богов, обожествление природы.

И праздники свои люди посвящали этим божествам.

Некоторых из них вы знаете. Знайка, покажи.

Слайды №№ 5-9

Домовой, леший, русалки, водяной, кикимора.

Задание: Дети должны назвать персонажей, указать, за какие природные объекты они отвечали.

А были и другие.

Слайды №№ 10 - 15

Род – самый главный бог, создатель всего живого

Сварог – бог неба

Перун – грозный бог войны, грома и молнии

Дажьбог – бог солнца

Велес – бог охоты

Стрибог – бог ветров

Ярило – бог плодородия

Чернобог – бог зла и тьмы

Лада – богиня любви

У богов были помощники:

Слайды 16-17

Коляда – отвечал за новогодний цикл.

Кострома – воплощение весны

Купала – тот, кто управлял самой короткой ночью в году.

Хороши славянские боги! Но страшны в гневе! Дажьбог мог наслать засуху, Ярило мог расвирипеть и погубить урожай, а Перун в гневе мог наслать страшные грозы и проливные дожди. Поэтому многие праздники посвящались божествам. Потому что главное отличие народного праздника – вера в магию, в чудо. Нужно было обязательно совершить определенные обряды, что божество помогало. А сами праздники называли "днями силы".

Словарная работа

Что такое обряд? Как вы можете объяснить значение этого слова?

Знайка, помоги найти это слово в словаре. Слайд № 18

Обряд – совокупность действий, в которых воплощаются религиозные представления, бытовые традиции.

Праздников было много. Сегодня мы с вами поговорим о самых главных народных праздниках, которые празднуют и сейчас.

Итак, праздник первый.

Показ отрывка из мультфильма "Ишь ты, Масленица"

• Знаете ли вы, о каком празднике идет речь?

• Что вы знаете о масленице?

Работа с презентацией. Слайды №№ 19 - 28

Масленица – самый шумный, самый веселый народный праздник. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Нужно было разбудить природу от долгой зимней спячки. Поэтому на масленицу было принято устраивать шумные гуляния.

Главный обряд на Масленицу – сжигание чучела. Чучело плели из соломы, оно изображало зиму. В начале масленичной недели чучело встречали, а в последний день Масленицы его сжигали. Это был символ того, что зима закончилась.

Гуляния устаривали пышные, шумные. Все выходили на улицу, пели, танцевали, девушки водили хороводы, а парни устраивали кулачные бои, соревнуясь в иле и ловкости.

Давайте, послушаем, какие песни пели на Масленицу.

Знайка, помоги.

Звучит запись народных песен. ( http://www.rozhdestvenka.ru/horovod/vse%20maslotexty.htm#h2 )

Главное блюдо на Масленицу – блины: с медом, вареньем, сметаной, икрой, маслом. Блины на Масленицу – главное и обязательное угощение. Как вы думаете, почему?

(Блин похож на солнце)

Праздновали Масленицу целую неделю. И каждый день имел свое название:

Понедельник – «встреча» Устраивали катания с ледяных горок, пели и встречали праздник.

Вторник – "заигрыш" - начинались зимние игры

Среда – "лакомка" - всех угощали блинами

Четверг – "разгуляй" - устраивали катание на лошадях

Пятница – "тещины вечерки". Ходили в гости к родственникам

Суббота – "золовкины посиделки". Строили снежные городки, играли в снежки.

Воскресенье – "прощенный день". В этот день близкие просят друг у друга прощения за все возможные обиды, провожали масленицу, сжигали чучело.

Первичное закрепление материала

Масленичные гуляния любили рисовать и русские художники.

Показ репродукции картины Б. Кустодиева "Масленица"

Найдите приметы праздника на картине.

А как празднуют Масленицу сейчас?

Продолжение беседы

Другой большой праздник отмечали летом, в день летнего солнцестояния.

Праздник этот – Купала. Слайды №№ 29 - 31

На какое слово похоже название божества? (купать, купаться)

Днем открывались массовые купания в реках и озерах. Принято в этот день обливать всех водой. И никто не сердился.

А самое интересное начиналось ночью. Эта ночь – самая короткая в году. И наши предки верили, что в эту ночь оживает вся нечистая сила: бесы и черти, ведьмы и оборотни. Поэтому спать было нельзя.

Все отправлялись в лес или поле и начиналась славная купальская ночь. Старики разводили костер. И не просто зажигали его от свечи, а добывали огонь трением деревяшек. Такой огонь считался священным и отпугивал нечистую силу.

А молодежь потом устраивала игры возле огня. Обязательными считались две игры: прыжки через огонь и горелки.

Физ.минутка. Давайте и мы с вами попробуем поиграть.

Игра "Перепрыгни огонь"

Импровизированный огонь на полу. Несколько учеников прыгают через "костер".

А еще люди верили, что если в этот день найти расцветший цветок папоротника, то он укажет путь к зарытому кладу.

Продолжение беседы:

Девушки в эту ночь гадали на суженого. Они плели венки и пускали их по реке. Считалось, что если венок поймает юноша, быть ему женихом.

И, конечно, на Купалу пели. Давайте послушаем песни.

Звучит запись народных песен.

V. Закрепление темы

Вот вам задание от нашего помощника Знайки.

Игра "Определи праздник"

На интерактивной доске картинки, изображающие народные гуляния. Нужно определить праздник.

Картинки (или слова): блины, купаться в реке, кататься на горке, зажигать костер, плести венки, кататься на санях, прыгать через костер, не спать ночью, обливать всех водой, лепить снежки.

VI. Подведение итогов урока

• Что нового вы узнали сегодня на уроке?

• Что было вам интересно?

• Что осталось непонятным?

VII. Домашнее задание

1) Найдите пословиц и поговорки о Масленице и Купале.

2) Найдите названия других народных праздников. Подготовьте сообщение о том, как их праздновали.

Добавить комментарий