Урок-конспект по картине Ф. П. Решетникова "Мальчишки"

Задачи урока:

  • Образовательные. Познакомиться с биографией и творческим наследием художника, подготовиться к составлению литературно грамотного описания его картины «Мальчишки».
  • Развивающие. Развивать умение самостоятельно и четко формулировать собственную мысль, выделять короткие аргументы для формулировки точки зрения и подбирать факты для их подтверждения.
  • Воспитательные. Воспитывать самостоятельность и ответственность, умение видеть прекрасное.

Оборудование:

  • компьютер, экран и мультимедийный проектор;
  • таблички с названиями команд («Искусствоведы», «Биографы», «Языковеды».

Ход урока

Организационные момент.

Учитель приветствует класс, проверяет наличие учеников и их готовность к работе на уроке.

Активизация опорных знаний

Детям предлагается ответить на вопросы:

Что такое живопись?

Какие виды живописи существуют?

Мотивация

Учитель напоминает, что дома дети готовили информацию об известном художнике П. Решетникове, поделившись на группы. И теперь они смогут поделиться с классом информацией о его биографии, творческом наследии, расскажут об одной из самых выдающихся картин под названием «Мальчишки». Эта информация поможет написать яркое и оригинальное сочинение по картине. А ребята из группы «Языковеды» расскажут о том, как правильно оформить такую работу.

Работа над новым учебным материалом

Выступление группы «Биографы»

Федор Павлович Решетников родился в далеком 1906 г. Но творчество художника остается близким нашим современникам, ведь его картины посвящены темам, не утратившим своей актуальности и в наше время. Федор Павлович получил отличное художественное образование в Московском художественном институте, который окончил в 1934 г.

Талант автора высоко ценился в Советском государстве, о чем свидетельствуют его многочисленные награды. Так, в 1956 году он получил звание народного художника РСФСР, в 1953 г. был признан действительным членом Академии Художеств СССР.

На его творчество существенно повлиял факт участия в двух полярных экспедициях (на пароходах «Челюскин» и «Сибиряков». Там он еще раз убедился в правильности собственных жизненных идеалов и пытался максимально отразить их на полотнах.

Особенно знаменит живописец картинами из жизни детей. Вот только некоторые из них (картины можно отобразить на доске с помощью мультимедийного проектора):

  • Прибыл на каникулы (1948 г.)
  • За мир (1950 г.)
  • «Опять двойка» (1952)

Все картины художника хранятся в Третьяковской галерее, что свидетельствует об их высокой художественной ценности.

Учитель предлагает детям пометить в тетрадях те факты биографии, которые наиболее им запомнились.

Выступление группы «Искусствоведы»

Картина «Мальчишки» посвящена теме детства. Стоят на балконе высотного дома три мальчика, три друга и нет для них ничего, кроме звездного неба. Оно манит романтикой открытий, подвигов и неизведанности. Но не только небо полно тайн. Ребят словно окружает большой город, полный огней фонарей и окон, в которых брезжит свет. И в этом городе, словно слившемся с небом, есть для мальчиков немало открытий. Их ждут восторг, изумление, радость от знакомства с огромным миром. И ожидание этого знакомства уже можно увидеть на их лицах.

Текст выступления группы учитель должен прослушать заранее и тщательно его откорректировать. После выступления группы ученикам предлагаются вопросы:

  • Опишите тему картины.
  • Опишите ее главных героев.
  • Что привлекает внимание мальчиков?
  • Нравится ли вам картина, почему?

Выступление группы «Языковеды»

Ребята рассказывают о том, как избежать речевых ошибок в сочинении, а также предлагают классу подобрать синонимы к словам, которые учащиеся наверняка будут использовать в собственных сочинения. Так, к слову художник синонимами могут быть он, живописец, автор и т.д.

Итог урока.

Учитель предлагает детям ответить на вопросы:

  • Какие факты из жизни П. Решетникова вам запомнились?
  • Назовите его знаменитые картины.
  • Почему картины художника стали популярными?
  • Какие художественные приемы применял П. Решетников?
  • Каковы особенности полотна «Мальчишки»?
  • Что нужно помнить человеку, который приступает к написанию сочинения по картине?

Домашнее задание.

Подобрать аргументы и факты для написания сочинения.

Рекомендации для занятий в семье.

Посмотреть с ребенком в художественных альбомах или сети Интернет картины П. Решетникова.

Добавить комментарий