Урок-конспект по картине Т. Н. Яблонской "Утро"

Задачи урока:

-подготовить учащихся к написанию сочинения-описания по картине «Утро»;

-провести работу над лексикой, обогатить словарный запас учащихся, подобрать наиболее подходящие слова и выражения, описывающие картину, повторить термины «прямое» и «переносное значение слова»;

-научить школьников оценивать художественное произведение, видеть в нем не только сюжет, но замечать художественные детали, колорит, композиционное своеобразие;

-познакомить учеников с искусствоведческими понятиями «колорит», «замысел», «композиция», «деталь», «художественный прием»;

-научить детей видеть замысел живописца и те способы, которыми он воплощает его в жизнь;

-вызвать интерес учащихся к живописи;

-провести работу над развитием речи.

Оборудование

Репродукция картины Яблонской «Утро»

Портрет художницы, при возможности фотографии с ее выставок.

 

Планируемые результаты

 

В результате проведенного урока учащиеся должны приобрести следующие знания и навыки:

-писать сочинение-описание по картине;

-понимать замысел автора картины, находить художественные приемы, которыми пользовался живописец;

-правильно употреблять слова и выражения для описания живописного полотна.

Ход урока

1.Вступительное слово учителя

Ребята, сегодня мы рассмотрим картину Яблонской «Утро» и подготовимся писать сочинение-описание по этому произведению. Краткий рассказ о художнице. Вариант – доклад о биографии автора картины делает кто-то из учеников.

 

2. Начало составления плана сочинения

Ребята, мы рассмотрим картину, подберем подходящие слова для ее описания. В течение урока мы будем записывать план и некоторые другие материалы, которые помогут вам написать сочинение.

 

3. Устные ответы учащихся (1-2 человека) по теме «Сюжет картины». Дети должны рассказать, что они видят на картине, высказать свое отношение к произведению.

Учитель говорит: «Верно. На картине изображена комната, в которой находится девочка. Раннее утро, девочка только что проснулась и делает гимнастику. Но это лишь первое поверхностное впечатление. Давайте подумаем, каков был замысел художницы, и посмотрим, какими приемами она пользовалась для его воплощения».

 

3. Обсуждаем картину.

К какому жанру относится данное произведение?

Пейзаж? Натюрморт? Портрет?

Нет, это жанровая сцена. Несмотря на то, что здесь изображен человек, это не портрет. Девочка запечатлена в бытовой обстановке, в конкретный момент времени, видно, чем она занимается (делает зарядку).

 

Учимся определять композицию

Задний план картины – окна, пейзаж за окнами.

Средний план – фигура девочки, мебель.

Передний план – накрытый стол.

Выбранная композиция передает объем, создает глубину изображения.

 

Колорит

Яркие, свежие оттенки создают радостное «утреннее» настроение. Яркие пятна – красный галстук на стуле и синяя скатерть делают полотно еще более праздничным. В картине много светлых тонов, с помощью бликов и игры красок художница смогла изобразить яркий солнечный свет, заливающий всю комнату.

 

Художественные детали

Два светлых распахнутых окна, через которые врываются солнечные лучи. Тонкая, изящная фигура девочки. Ее движения передают радость, с которой героиня встречает новый день. Изображения предметов передают простую обстановку, в которой живет девочка (одежда на стуле, завтрак на столе).

 

Лексическая работа

Подбираем слова для сочинения-описания по картине. Слова распределяем по группам, например:

-настроение картины – радость, счастье, новый день, улыбка;

-фигура девочки – тонкая, изящная, грациозная;

-движения девочки – здоровье, бодрость;

-комната – простая, красивая, светлая, чистая;

-оттенки – радостные, яркие, свежие.

 

4. Составление плана сочинения

Вступление.

Основная часть. Сюжет картины (что делает девочка, что этому предшествовало). Обстановка, описание комнаты. Какое впечатление создает картина.

Заключение.

 

5. Составление устных рассказов по картине.

Все ученики готовят устный рассказ по картине. Учитель вызывает нескольких учащихся, и они выступают со своими рассказами. Небольшое обсуждение в классе.

 

6. Домашнее задание – написать сочинение-описание по картине.

Добавить комментарий