Урок-конспект по теме: "Природа, общество и человек"

Опубликовано в разделе: 
Обучение

Урок Природа, общество и человекТема урока: Взаимодействие человека, живущего в обществе, с природой.

Основные цели и задачи: Ознакомить учеников 5 класса с тем, как человек существует в обществе, как он взаимодействует с природой, какой вред он может нанести природе, к чему уже привело потребительское отношение к природе и что можно сделать, чтобы исправить ситуацию.

План урока:

  1. Взаимосвязь человеческого общества и природы
  2. История взаимодействия
  3. Кризисные явления в этой сфере
  4. Пути их преодоления
  5. Охрана природы

Ход урока

1. Взаимосвязь человеческого общества и природы

Человек живет в обществе. Он – существо социальное. На протяжении своей жизни он вступает во взаимодействие с себе подобными. Отец и мать, братья и сестры, бабушки и дедушки, одноклассники и учителя, продавцы в магазине и доктора в поликлинике – со всеми этими людьми сначала ребенок, потом подросток, а потом уже и взрослый волей-неволей вынужден контактировать.

При этом человек взаимосвязан с природой. Природа – естественная среда, в которой обитает человек. Состоит из биосферы – системы растений и животных, которые существуют на планете Земля вот уже более 4 млрд. лет и не исчезли с ее лица в связи с изменениями климата.

Именно в природе находятся все необходимые ресурсы для того, чтобы удовлетворить человеческие потребности, поддержать его физические силы, сохранить и приумножить здоровье. Человек питается теми продуктами, которые выращивает на природе или получает от животных, находящихся на природе. В древности, когда не было искусственных тканей и синтетических медпрепаратов, исходные материалы для одежды и травы, обладающие лечеными свойствами, человек тоже получал от природы.

Практическое задание:

Описать, в каких еще моментах человек взаимодействует с природой.

2. История взаимодействия

В глубокой древности первобытный человек занимался исключительно присваивающим хозяйством, собирательством и охотой. Уровень развития общества в то время был практически нулевым, а взаимодействие с природой было максимально гармоничным.

С развитием хозяйства производящего (прежде всего, скотоводства и земледелия), человек стал негативно влиять на природу. Он сжигал леса, освобождая места для пастбищ и полей. Он уничтожал степи, когда по ним неслись стада домашних животных.

В Средние века, когда появились большие города, значение общества существенно возросло, а природа стала медленно, но целенаправленно уничтожаться. В эпоху же индустриального общества, когда промышленность стала главной движущей силой развития общества, существованию природы стал наноситься непоправимый вред.

3. Кризисные явления в этой сфере

Конец прошлого, XX века, охарактеризовался так называемым экологическим кризисом. Главной причиной такого положения дел стал научно-технический прогресс, которые поставил под угрозу существование природы как естественной среды, в которой может обитать человек.

Основной особенностью этого кризиса стал тот факт, что он носит не локальный характер, как все предыдущие, а общепланетарный. Это означает, что на Земле практически не осталось места, где бы природа сохранилась в первозданном, неизмененном виде.

С каждым годом количество людей, живущих на планете, растет. А значит, уровень потребления человечества не планирует останавливаться. Ученые посчитали, что за последние 15 лет мы потребили столько природных ресурсов, сколько за все предыдущее время нашего существования. Площадь лесов катастрофически сокращается, а значит, свежего воздуха становится все меньше, и следовательно, условия жизни на планете ухудшаются с каждым днем. Здоровье людей, которое напрямую зависит от экологии, портится, а микробы, вирусы и бактерии, пользуясь ослаблением иммунной системы человека, проявляются все сильнее, и бороться с ними становится все сложнее.

Практическое задание:

Перечислите, в чем проявляется отрицательное влияние человека на природу.

4. Пути их преодоления

Что же должно делать человечество, чтобы исключить полностью или хотя бы немного снизить своё отрицательное воздействие на природу? Есть несколько направлений:

  • Создание новой техники, работающей на другом топливе;
  • Создание безотходного производства, чтобы не загрязнять воду, воздух и почвы;
  • Создание возможностей для переработки токсических веществ;
  • Борьба против болезней, голода и перенаселения.

В общем и целом, следует изменить отношения человека как общественного существа и природы с потребительского на сотрудничество.

Практическое задание:

Какие пути для гармонизации отношений человека и природы знаете Вы?

5. Охрана природы

Этими вопросами непосредственно занимается охрана природы. В ее ведении находятся все меры, направленные на сохранение, рациональное использование и всевозможное восстановление потраченных ресурсов нашей планеты. Главный вопрос – передать планету подрастающему поколению в состоянии, годном для счастливой жизни. Однако решить эти вопросы можно только путем объединения всех людей, проживающих в современном обществе на планете.

Для решения экологических проблем и снижения влияния экологического кризима на жизнь общества была создана международная общественная организация «Гринпис». Ее члены призывают общество к самоограничению и такому развитию общества, которое не приведет к дальнейшему разрушению природы, а наоборот, поможет экосистеме восстановиться.

Практическое задание:

Как вы можете помочь природе? Какие действия следует предпринимать

Оценивание: в конце урока необходимо оценить тех пятиклассников, которые давали максимально творческие ответы во время практических заданий.

6. Итоги урока:

В ходе проведённого урока ученики познакомились:

  • С краткой историей взаимоотношений человека и природы, когда человек являлся лишь потребителем природных ресурсов, а не созидателем.
  • С тем, что представляет собой глобальный экологический кризис, поразивший нашу планету, а также изучили причины его появления и возможные последствия.
  • С тем, что надо делать для того, чтобы избавиться от последствий кризисных явлений в экосистеме.

Домашнее задание:

Проработать более подробно, используя данные из Интернета и других свободных источников, варианты бережного и партнерского взаимоотношения человека и природы (например, энергосберегающие технологии или новые виды топлива). Оценить, какой эффект это может дать для подрастающих поколений.

Добавить комментарий

* Нажимая "Отправить" Вы подтверждаете согласие с политикой конфиденциальности.