"Если ты увидишь Север…": Живопись суровых широт

Опубликовано в разделе: 
Культура

Борис Смирнов-Русецкий Ладога

(Картина Бориса Смирнова-Русецкого "Ладога")

В XIX веке появилось понятие пленэра – создание пейзажей на природе, в естественных условиях. Художники начали чаще выезжать в леса и поля, на луга и в рощи. Расцвел пейзажный жанр. Но чем севернее широты – тем меньше картин, посвящённых природе этих широт. Лишь немногие живописцы отправлялись в суровые и холодные земли, чтобы кистью и карандашом запечатлеть их необычную красоту.

Один из таких художников – В. В. Верещагин.

Верещагин Песчаный остров на Северной двине

(Картина В. В. Верещагина "Песчаный остров на Северной двине")

Нам гораздо больше известны полотна этого художника, на которых палит солнце пустыни и чаруют взор восточные мотивы. Но есть у Верещагина и цикл картин, родившихся в результате путешествия по Северной Двине. Их отличает умиротворённая атмосфера, неяркие краски. На одном из полотен, необычно лаконичном для Верещагина, лиловой лентой уходит к горизонту Северная Двина. Небо, река, берега…

Архип Куинджи Север

(Картина Архипа Куинджи "Север")

Суровая романтика наполняет картину Архипа Куинджи «Север». На голом утёсе возвышается одинокая сосна, внизу протирается редколесье, а в тонкой ленте реки отражается северное небо. Краски сдержанны, колорит необычен. Больше половины полотна занимает небо – удивительное, холодно-розоватое, отделённое от земли широкой линией света, в котором угадываются отсветы бледного северного солнца.

Абрам Архипов Северная деревня

(Картина Абрама Архипова "Северная деревня")

В коричневых тонах выполнена картина Абрама Архипова «Северная деревня». Но полотно поразительно колоритно, даже ярко. Это объясняется игрой живописца со светом: бледно-золотистая лента северной зари отражается в зеркале реки. Это зеркальное сияние доминирует на картине, наполняя её необычным внутренним светом.

 Аркадий Рылов Закат

(Картина Аркадия Рылова "Закат")

Совеем иная колористика у картины Аркадия Рылова «Закат». Яркие краски переливаются и перетекают друг в друга. Удивительная красота северного заката, пламя заходящего солнца и оттенки ало-лилового неба отражаются в зеркале северных вод. Глядя на эту картин, невольно вспоминаешь сказку о самоцветах, разлетающихся при беге Серебряного Копытца…

Александр Борисов На Мурмане близ гавани

(Картина Александра Борисова "На Мурмане близ гавани")

А вот картина Александр Борисова «На Мурмане близ гавани». Палитра художника вобрала светлые краски севера: белизну снега, почти ультрафиолетовое сиянее ледяных шапок гор, светло-лиловые оттенки неба… Свои этюды Борисов писал при температуре ниже -20 и -30 градусов, когда краски застывают, и плохо помогает даже скипидар. Это наложило отпечаток на художественную манеру живописца. Кисти ломались, руки невозможно было вынуть из малиц. Но всё-таки одна за другой появлялись картины с ледяными льдинами, бескрайними снегами и необычным северным небом…

Добавить комментарий