Й. Гайдн Оратория "Времена года" 2-я часть: Лето
Композиция этого отрезка двойственна: с одной стороны, мы наблюдаем вакханалию жизни, идущей через весну в осень, а с другой, – временной переход от утра к вечеру.
Оркестровое вступление отличается миниатюрностью и составляет всего 8 тактов. По Гайдну, они олицетворяют время непосредственно перед восходом солнца, это своего рода утренние сумерки, должные передать нам ощущение пробуждения жизни. Однако во вступление вместились потрясающие пассажи: от неустойчивой мелодики до хроматизмов, от тихой ладной звучности до резких мелодических подъёмов. А в оркестровую игру вступают два голоса – тенор и бас.
«Лето» – наиболее образная и картинная часть оратории. В терцете с хором ария Симона рисует перед нами картину разгорающегося дня: как солнце встаёт из-за горизонта и, разгоняясь, поднимается по небу, описывая круг над головами пахарей и земледельцев, как опускается вниз, оказываясь за их спинами.
В центре части – гроза в двухфазовом исполнении хора: открывается песня хаотически, импровизационно, а завершается стремительной фугой. Если первые ноты обрушиваются на слушателя, подобно грому, то последующие вставки флейты играют с нами, передавая молнии и удары ветра.
Наиболее лиричной частью «Лета» является соло Ганны. Открывается ария осторожно, постепенно впуская в ровный лад беспокойные порывы яркого сопрано и звуки флейт. На протяжении песни музыкальные инструменты периодически исчезают, полностью уступая первенство голосу.
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.