М. Сервантес "Дон Кихот": описание, герои, анализ романа

Дон КихотИстория создания романа

Испанский роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Мигеля де Сервантеса Сааведры намеренно задумывался как пародийный рыцарский роман. Первая часть была опубликована в 1605 году, ко второй части писатель приступил в 1615 году.

Рыцарский роман, представитель средневековой литературы, исчерпал себя к концу 16 века, стал настолько типичным и пошлым, что напоминал лубок. Появились народные анекдоты, в которых рассказывалось, что юноши, начитавшиеся таких романов, мнили себя рыцарями и попадали в смешные ситуации, так как действительность сильно отличается от рыцарского романа. Автор «Дон Кихота» поставил целью нейтрализовать тлетворное влияние рыцарского романа на читателя, уничтожить «рыцарские» идеалы, выступить против многочисленных дурно состряпанных образцов рыцарского романа с чем-то более весомым и сделанным со вкусом, пусть даже и в стиле пародии.

Сюжет и герои романа

Главным героем романа Сервантес делает бедного идальго (мелкий дворянин, рыцарь в средневековой Испании) Алонсо Кихана. Мужчине уже около 50, а он проводит все свободное время за чтением рыцарских романов. Рыцарский мир из посредственных произведений настолько сильно проник в его голову, что довел Алонсо до помешательства. Он решил стать странствующим рыцарем, сменил имя, выбрал дому сердца, крестьянку из села по соседству, взял в компанию оруженосца и отправился на поиски приключений, благо что они ему мерещились повсюду, так же как сказочные принцессы, великаны и чудовища.

Символично: всё, что окружает дона, звучит и выглядит смешно: Дульсинея Тобосская в испанской игре слов звучит так же грациозно, как «принцесса Дунька Тобольская». Санчо Панса, кругленький мужичок, – весьма расторопный оруженосец, а его брюхо («Панса» и означает «брюхо»), едва ли может увезти осел. Конь дона, Росинант, переводится как «вчерашняя кляча». Рыцарские латы дону вполне заменяют помятые тазы.

Приключения следую одно за другим – то Дон Кихот спасает прекрасных дам, которые при ближайшем рассмотрении оказываются либо свиньями, либо проститутками, то кидается на ветряные мельницы, приняв их за великанов, то гоняется за призраками. Племянники и слуги дона разыскивают его повсюду и то и дело возвращают домой, как ребенка, отощавшего, израненного, усталого. Заколачивают его библиотеку, подозревая, что дядя сошел с ума от бесконечного чтения историй про рыцарей, но все тщетно.

В финале романа он будто бы прозревает, видит, каким никчемным и пустым было его времяпрепровождение, завещает племяннице никогда не выходить замуж за рыцаря и умирает.   

Исследователи подсчитали, что в романе обрисовано 669 персонажей – создана галерея образов, составлен полный социальный срез общества из знати, дворян, богачей, крестьян, пастухов, монахов, попрошаек, воров, мошенников.

Дон Кихот, по сравнению со всеми этими лицами демонстрирует поразительное благородство, человеколюбие, верность рыцарским принципам – и это притом, что он сумасшедший. Дон Кихот становится символом эпохи, где всё из лучших побуждений и внешне красиво, а внутри пусто, направлено на достижение добра и не находи цели – таково понятие типичного донкихотства.

Типичен и образ Санчо Пансы, который после выхода романа становится символом настоящего крестьянина – хитрого, юморного, остроумного, но в то же время – добряка и простака. Тощей фигуре своего дона круглый Панса противостоит так же, так противостоит его житейская мудрость абсолютному безумию своего господина.

Проблематика романа

В 2002 году роман был признан лучшей книгой всех времен и народов. И, несмотря на то, что при жизни писателя роман не был встречен криками и читателями блестяще, своей цели автор добился. Сатирическую литературу перестали рассматривать как «низкую», усмотрев и в сатире высокохудожественность и глубокий смысл.

сражение с ветряной мельницей

После создания романа прижился такой термин, как «донкихотство». Это многогранное понятие, отражающее множественную проблематичность романа.

Донкихотство – это и отрыв от реальности, и витание в облаках в полной абстракции от реальных дел. Это и попытка воевать с системой в одиночку (война с ветряными мельницами), вызов огня на себя. Это и неспособность к взрослению, неосознанность собственной слабости, жалкости, оказываемого на окружающих смехотворного эффекта.

Это и упорство в достижении цели, которые видны только «рыцарю», попытка сделать жизнь лучше и красочнее, пусть даже ценой собственного осмеяния.