А.С. Пушкин "Дубровский": цитаты героев и автора романа
(На иллюстрации: образно по теме, картина художника Уильяма Пауэлла Фрайта)
Начало 30-х годов – новый период в творчестве А.С. Пушкина, ознаменованный переходом от романтических тем и лирике к реализму и прозе. Одним из предвестников нового этапа стал роман «Дубровский». Произведение не было закончено, последняя запись в рукописи датируется 1932 годом, а опубликовано оно было только в 1841 году после смерти автора. Название дано издателем.
В «Дубровском» Пушкин поднимает вопрос о возможности союза двух самых многочисленных сословий – дворянства и крестьянства, который необходим для будущего страны. В романе ярко описаны реалии времени. Автор стремился показать главного героя типичным представителем молодого дворянства, а сюжет – характерным для России, где деньги и связи попирают законность и честь. Тематику «Дубровского» Пушкин поднял в следующем крупном произведении – «Капитанской дочке».
Цитаты главных героев
(Иллюстрация Кустодиева на тему "Дубровский")
«… я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин.»
—Андрей Гаврилович Дубровский. Цитата из записки героя к своему другу сразу после ссоры. Пушкин видел, что дворянство в России неоднородно. Одни – верны чести и присяге, другие добиваются богатства прислуживая более сильным, не гнушаясь идти простив совести. Старший Дубровский – редкий пример дворянина, который пожелал остаться бедняком, но сохранить достоинство. В отличие от более обеспеченных соседей он считает себя равным Троекурову и не позволяет себя унижать.
«Как, — загремел Троекуров, вскочив с постели босой, — высылать к ему моих людей с повинной, он волен их миловать, наказывать! да что он в самом деле задумал; да знает ли он, с кем связывается? Вот я ж его...»
— Кирила Петрович Троекуров. Реакция героя на записку Андрея Гавриловича Дубровского, который просит отправить к нему слугу. Своеволие и жажда власти, свойственные Троекурову, не находят ограничения в обществе. Он считает себя всесильным, не терпит противоречий со стороны окружающих.
«Скажи Кирилу Петровичу, чтоб он скорее убирался, пока я не велел его выгнать со двора... пошел»
— Владимир Дубровский. Герой прогоняет Троекурова, который решил пойти на примирение. Молодой человек, как и его отец, не идет на сделку с совестью и не боится могущественного врага.
«Не бойтесь, государь милостив, я буду просить его. Он нас не обидит. Мы все его дети. А как ему за вас будет заступиться, если вы станете бунтовать и разбойничать»
— Владимир Дубровский. Герой успокаивает толпу крестьян, которая была готова напасть на чиновников. Владимир сначала не принимает путь насилия, хотя понимает, что справедливости ему не добиться.
«Нет! нет! пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня»
— Владимир Дубровский. Герой размышляет о будущем в кабинете отца, в то время как в доме ночуют судебные чиновники. Перед Владимиром впервые открылись противоречия реальной жизни. Он привык подчиняться законам, но теперь они противоречат справедливости. Перед ним встает выбор: смириться с подлостью или бунтовать.
«Ну, дети, прощайте, иду куда бог поведет; будьте счастливы с новым вашим господином»
— Владимир Дубровский. Герой покидает имение после пожара. Он выражает позицию старого дворянства, которые считали крестьян не вещью, а своими подданными, которым необходима их защита и разумное управление, за которых они ответственны перед богом и царем.
«…но я всегда ношу при себе пистолеты, потому что не намерен терпеть обиду, за которую, по моему званью, не могу требовать удовлетворения»
— Дефорж или Владимир Дубровский. Слова персонажа после случая в медвежьей комнате. Владимир считает, что человек вне зависимости от происхождения имеет право на уважение. Потеряв собственное имя и законное положение, он готов с оружием в руках отстаивать достоинство и честь.
«Каков молодец! не струсил, ей-богу, не струсил»
— Троекуров. Барин восхищается смелостью учителя, хладнокровно убившего медведя. Троекурова можно в некоторой степени назвать жертвой порядка, как избалованного ребенка, который не получает отказа в своих желаниях. Наряду с тщеславием, властность, невоспитанностью у него есть и положительные качества. Он уважает смелых, честных людей. Недаром его связала близкая дружба со старшим Дубровским. Так же он проникся симпатией и к французу.
«Да, правда, зачем и ловить его. Разбои Дубровского благодать для исправников: разъезды, следствия, подводы, а деньги в карман»
— Троекуров. За праздничным столом герой разговаривает с исправником. Троекуров позволяет себе публично оскорблять представителей власти. Обличая взяточничество и безалаберность чиновников, он сам воспользовался связями и подкупом, когда лишал Дубровских имения.
«Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства»
— Владимир Дубровский. Герой объясняется с Марией Троекуровой на первом свидании. Владимир сохранил человечность даже среди разбойников, ради любви он смог перебороть жажду мести.
«…осуши свои слезы и воротись к нам веселешенька. Они все плачут при помолвке, — продолжал он, обратясь к Верейскому, — это у них уж так заведено... Теперь, князь, поговорим о деле, то есть о приданом»
— Троекуров. Ответ героя Марии, которая не хочет выходить замуж за князя. Барин беспощаден к собственной дочери. Свадьба для него – это выгодная сделка.
«Нет, нет, — повторяла она в отчаянии, — лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского»
— Мария Троекурова. Реакция героини на сватовство князя. Мария, воспитанная на романах, мечтала о красивой взаимной любви. Брак по расчету равносилен для нее моральной смерти.
«Ради бога, не трогайте его, не смейте его тронуть, если вы меня любите — я не хочу быть виною какого-нибудь ужаса»
— Мария Троекурова. Девушка после сватовства князя просит Дубровского не трогать жениха. Героиня, не смотря на жестокость отца, верна нормам православия и морали.
«И когда открывается для меня возможность прижать вас к волнуемому сердцу и сказать: ангел, умрем! бедный, я должен остерегаться от блаженства, я должен отдалять его всеми силами..»
— Владимир Дубровский. Юноша жалеет о том, что потерял имя и возможность сделать Машу Троекурову счастливой. Их союз будет вне закона и принесет ли горе обоим. Владимир чувствует разлад. Обстоятельства заставили его стать на путь преступления, сам же он мечтает о счастливой семейной жизни, которую он так любил с детства.
«Я согласилась, я дала клятву, — возразила она с твердостию, — князь мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты... Но теперь, говорю вам, теперь поздно. Пустите нас.»
—Мария Троекурова. Сразу после венчания девушка, ставшая княгиней, отказывает Дубровскому. Мария – истинная христианка, она не может переступить через клятву, данную перед лицом Бога, и нарушить свой долг.
«Думайте иногда о Дубровском. Знайте, что он рожден был для иного назначения, что душа его умела вас любить, что никогда…»
— Владимир Дубровский. Герой признается в любви Марии Третьяковой. В словах выражена трагедия персонажа, который вынужден отказаться от идеалов, надежд на будущее.
«Вы разбогатели под моим начальством, каждый из вас имеет вид, с которым безопасно может пробраться в какую-нибудь отдаленную губернию и там провести остальную жизнь в честных трудах и в изобилии. Но вы все мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло»
— Владимир Дубровский. Речь героя перед разбойниками. Владимир не стал преступником в душе, он сохранил идеалы нравственности, чести, хочет поделиться ими с крестьянами, многие из которых довольны жизнью вне закона. Автор показывает, что союз дворянства и простого народа обречен.
Цитаты второстепенных персонажей
(Иллюстрация: Кустодиев "Дубровский". Охота. 1919)
«Как, ваше превосходительство, бумаги его сгорели! чего ж вам лучше? — в таком случае извольте действовать по законам, и без всякого сомнения получите ваше совершенное удовольствие»
— Шабашкин. Персонаж разговаривает с Третьяковым о возможности лишить Дубровского законного имения. Автор показывает, насколько всесильны богатство и влияние, которые позволяют интерпретировать законы в чью-либо пользу.
«Барин, слышь, не поладил с Кирилом Петровичем, а тот и подал в суд — хотя почасту он сам себе судия. Не наше холопье дело разбирать барские воли, а ей-богу, напрасно батюшка ваш пошел на Кирила Петровича, плетью обуха не перешибешь»
— Кучер Антон. Герой рассказывает Владимиру о конфликте Троекурова и его отца. Подчеркивается безнаказанность и всесилие богатого помещика и принятие этого народом как должного.
«Как увидишь его, страх и трепет и краплет пот, а спина-то сама так и гнется, так и гнется...»
— Дьячок. Герой говорит о Троекурове после похорон старшего Дубровского. Рабская психология большинства позволяет своевольничать таким тиранам, как Троекуров.
«Чему смеетеся, бесенята, — сказал им сердито кузнец. — Бога вы не боитесь: божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь»
— Кузнец Архип. Герой спас кошку, хотя перед этим обрек на смерть чиновников. Простой народ ненавидит служащих, которые потворствуют обману и несправедливости. В темной душе крестьянина сочетаются желание убить человека и жалость к слабому существу, неистовая вера в бога и стремление жить разбоем.
«… а за тяжбу-то покойника Андрея Гавриловича. Не я ли в удовольствие ваше, то есть по совести и по справедливости, показал, что Дубровские владеют Кистеневкой безо всякого на то права, а единственно по снисхождению вашему»
— Антон Пафнутьич. Герой говорит об лжесвидетельстве на званом обеде у Троекурова. Общество отказалось от идеалов и ценностей, даже публичное признание в преступлении и подлости не вызывает осуждения.
Цитаты автора
(Кустодиев. В гостях у Генерала. 1905)
«Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения»
— Стремление подчинятся, угождать стало характерной чертой дворянского общества.
«Обстоятельства разлучили их надолго. Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку и поселиться в остальной своей деревне»
— В первоначальных вариантах повести Пушкин прямо указывает на год свержения Петра III и восхождения Екатерины на престол. Одни дворяне остались верны присяге, были вынуждены уйти в отставку и жить в бедности. Другие приняли императрицу, добились расположения новой власти и обрели почет и богатство. Эта одна из вех, которая породила раскол в русском дворянстве.
«Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости»
— Пушкин подчеркивает, что Владимир был обычным молодым человеком, не имел выдающихся качеств. Своей задачей он ставил изображение типичного героя. Однако союз с народом, отхождение от светской жизни и закона сделали его романтическим персонажем.
«Он забывал свои прежние занятия, редко выходил из своей комнаты и задумывался по целым суткам. Егоровна, добрая старуха, некогда ходившая за его сыном, теперь сделалась и его нянькою»
— Андрей Троекуров обладал сильным характером, высоко ценил понятия о чести. Закон был для него воплощением справедливости. Будучи уверенным в этом, он не стал предпринимать активных мер по своей защите. Глубокое разочарование после вынесенного судебного решения привело к нравственной смерти героя, задолго до его физической кончины.
«Маша не обратила никакого внимания на молодого француза, воспитанная в аристократических предрассудках, учитель был для нее род слуги или мастерового, а слуга иль мастеровой не казался ей мужчиною»
— Не смотря на увлечение романами и мечтах о взаимной любви, Мария – дочь Троекурова, поэтому высокомерие и снобизм ей не чужды.
«Исправник смиренно положил в карман свою бумагу и молча принялся за гуся с капустой»
— Представитель власти не может не только справится с бандой разбойников, но и терпит унижение от Троекурова.
«Главное было для нее: избавиться от ненавистного брака; участь супруги разбойника казалась для нее раем в сравнении со жребием, ей уготовленным»
— Мария мечтает о романтической любви, свадьба со старым князем для нее равносильно моральной смерти.
«Между тем обращение ее со старым женихом было холодно и принужденно. Князь о том не заботился. Он о любви не хлопотал, довольный ее безмолвным согласием»
— Автор говорит об отношении героя к невесте. Верейский – еще один тип дворянина, циника и бездушного человека.
«Взор ее быстро их обежал и снова оказал прежнюю бесчувственность»
— после венчания Мария безучастна, она отрешилась от собственных желаний и мечты, теперь девушка верна клятве.
«… разбойники отобедали, один после другого вставал и молился богу, некоторые разошлись по шалашам, а другие разбрелись по лесу или прилегли соснуть по русскому обыкновению»
— О жизни в лагере разбойников. Душа русского народа – сочетание несовместимых понятий, неистовой веры и ненависти, взаимовыручки, братства, преданности предводителю и нечестности, поиска легкой жизни.
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.