А.П. Чехов "Дядя Ваня": описание, герои, анализ пьесы

Чехов Дядя ВаняВ 1889 г. Чехов закончил комедию в 4-х действиях под названием «Леший». Опубликована она была в 1890 г. Впоследствии, после создания «Чайки», писатель переделал её в пьесу «Дядя Ваня».

В первоначальном варианте драма «Леший» была поставлена 27/12/1889 г. в Москве, в театре М. М. Абрамовой. Окончательное завершение пьесы произошло в 1896 г. Она уже именовалась «Дядя Ваня» и имела подзаголовок «Сцены из деревенской жизни в четырёх действиях». В 1899 г., когда Чехов был в Ялте туда приходит известие о триумфе его пьесы "Дядя Ваня".

В этой пьесе писатель широко охватывает российскую действительность и описывает духовную жизнь российской интеллигенции. Это удаётся ему благодаря очень точному подбору главных героев. Иван Петрович, доктор Астров, Соня – люди, заботы и интересы которых выходят далеко за пределы узкоэгоистических рамок личной жизни. Жизнь в провинции мрачна, полна безысходности, разочарований, что ещё более усугубляются описанием нищеты жизни простого люда.

В пьесе постоянно звучат лейтмотивы страшной усталости и одиночества. В то же время им противостоят мотивы веры в высокие идеалы романтизма, попытки в одиночку бороться со всеобщей неустроенностью. Иван Петрович и Соня искренне считают, что обеспечивая материально профессора Серебрякова, они, тем самым, служат науке. Доктор Астров составляет карту, отражающую историю взаимоотношений человека и природы, прошлое, настоящее и будущее природы России и эта работа является смыслом его жизни. Провинциальные герои уже сейчас хотят видеть итоги сделанного ими и осознать цель и смысл своей жизни. И у каждого героя есть на этот счёт своя точка зрения.

Анализ пьесы

Сюжет

Сюжетная линия озвучена в самом подзаголовке пьесы «сцены из деревенской жизни». Помещик Иван Петрович Войницкий и его племянница Соня практически всю свою жизнь материально обеспечивают своего зятя и соответственно отца, искренне считая, что таким образом они поддерживают науку в лице научного светила профессора Серебрякова. Однако, с его приездом со своей молодой женой Еленой Андреевной в поместье происходит прозрение. Все эти годы Иван Петрович работал для материального процветания научного ничтожества, который не способен был вообще что-то создать в науке. Влюблённость в Елену Андреевну усугубляют ситуацию. Он осознаёт, что жизнь прошла зря, он ничего не достиг, жизнь растрачена напрасно, что он обманут, так как принёс в жертву свою личную жизнь, семью. Помогая другому, он забыл о себе.

По мере развития сюжета, всё запутывается. Иван Петрович безуспешно влюблён в Елену Андреевну, Елена Андреевна влюблена в Астрова и не без взаимности, Соня безответно влюблена в Астрова. А профессор Серебряков, поселившийся в доме Войницких, порядком уже всем надоел своим брюзжанием и подагрой. Решив поправить свои материальные дела, он на семейном совете предлагает продать имение, купить дачу в Финляндии. Это переполняет чашу терпения Ивана Петровича и он два раза стреляет в профессора, по счастью, мимо. Помирившись со своим родственником, профессор с женой уезжают, а Соня и Иван Петрович возвращаются к своему прежнему занятию, ведению хозяйства поместья. 

Характеристики образов

Центральный образ пьесы – Иван Петрович Войницкий, дядя Ваня. Человек всю жизнь боготворивший своего зятя, почитавший его за научное светило и, в итоге, жестоко разочаровавшийся в нём. Это умный, образованный, глубоко порядочный человек, способный на жертвенность ради другого. Трагедия его в том, что всю свою жизнь он посвятил пустышке. Ничего не добился сам, не завёл семью. Осознание этого гложет его. Состояние его усугубляется безответной любовью  к Елене Андреевне. Его нельзя назвать сильной личностью, ведь даже всё осознав, он не пытается что-то изменить а покорно возвращается к своим счетам. Чем-то он напоминает художника-пейзажиста из «Дома с мезонином». Можно было бы даже предположить, что это он и есть, только постаревший. Та же бездеятельность и  инфантильность при полном понимании и осознании происходящего. Он даже не пытается вырваться из того житейского болота, в которое его затянуло. 

Доктор Михаил Львович Астров один из героев, который привлекает к себе внимание масштабностью своей личности. Наиболее точно характеризует его Елена Андреевна: "...это самый настоящий талант! Смелый, со свободной головой, большим размахом... Посадит дерево и уже представляет, что же произойдет через тысячи лет от этого, он уже видит счастье человечества. Очень редки такие люди, их нужно уважать и любить...". Астров талантлив как врач, практик и мыслитель. Эти качества проявляются в его способности вести хозяйство, лесничество, в котором он навёл должный порядок. Он любит природу и заботится о ней.  Он относится к тому типу людей, которыми должна быть населена Россия. Но, даже он не удовлетворён окружающей действительность и становится беспомощным при столкновении с окружающей действительностью России. Окружающая среда сильнее.

Соня, как и её дядя служила благополучию своего отца. В ней практически нет изьянов, он умна, романтична, жертвенна. Читателю остаётся только додумать, что её безответная любовь к Астрову со временем забудется и она найдёт своё счастье. Потому что на её стороне самое большое преимущество – её молодость.

Елена Андреевна, жена Серебрякова. Женщина очень красивая внешне, умная. Но, как говорит Астров, везде, где она проходит, происходит разрушение. Именно в связи с её характеристикой и говорит он о том, что «в человеке должно быть всё прекрасно, и душа, и лицо, и мысли». К сожалению, всем этим параметрам Елена Андреевна не соответствует. 

И, наконец, отставной профессор Александр Владимирович Серебряков. Личность крайне неприятная во всех отношениях. Начиная от его вечного брюзжания и подагры, которой он всех в доме попросту достал, до его совершеннейшего эгоизма. Нисколько не озаботившись тем, где будут проживать его родная дочь и Иван Петрович, всю свою жизнь обеспечивавший ему безбедное существование, он запросто предлагает продать имение для того, чтобы купить себе дачу в Финляндии. Уже не стоит говорить о том, что как учёный он из себя ничего не представляет, что, в общем-то, явилось причиной разочарования Ивана Петровича. 

В большинстве своих произведений Чехов избегает озвучивания своего отношения к героям и ситуациям, давая возможность читателю самому делать выводы. Но в «Дяде Ване» явно выражена позиция писателя к личности и красоте, которую он озвучил словами Астрова: "В человеческом облике должно все быть прекрасно: и душа, и лицо, и мысли". И ценность этого принципа непреходяща.