Н.А. Некрасов "Кому на Руси жить хорошо": сюжет и краткое содержание по главам поэмы

Н.А. Некрасов  «Кому на Руси жить хорошо»

Эпическая поэма Н.А. Некрасова  «Кому на Руси жить хорошо» была написана в  19 веке. В своем содержании она затрагивает важные темы того времени – тяжелую, безысходную жизнь простых людей после отмены крепостного права, а также особенности мировоззрения каждого существующего на тот момент слоя населения.

В основе сюжета лежит история о 7 простых мужиках, решивших выяснить, кому на Руси хорошо живется.   Произведение считается незаконченным, так как предположительно его объем должен был быть в два раза больше. Однако из-за внезапной смерти автора поэма осталась недописанной.  Напечатано произведение было уже после смерти Некрасова при помощи его близких друзей.

Содержание:

Герои произведения

"На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков.
Сошлися – и заспорили:
Кому живется весело,
вольготно на Руси"

  • Холопы – крестьяне, которые не знают другой жизни. Подчинение барину является для них нормой,  они не умеют ничего другого.
  • Странники - правдоискатели – простые мужики, ищущие ответ на самый главный вопрос поэмы. Роман, Демьян, Лука, Иван, Митродор, Пахом и Пров.
  • Матрёна Тимофеевна Корчагина – крестьянка, сильная духом женщина. Всю свою жизнь провела в тяжелом труде. Не знает, что такое счастье.
  • Ермил Гирин – бурмистр. Первый, с кем повстречались крестьяне.
  • Князь Утятин – старый помещик, считает, что крепостное право еще не отменили.
  • Влас – бурмистр деревни.
  • Гриша Добросклонов – семинарист. Мечтает о свободе для русского народа.

Сюжет


(Скатерть-самобранка)

Семь крестьян случайно встречаются на дороге.  Разговорившись, они задают вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси?».  Каждый из мужиков высказывает свое предположение и пытается объяснить, почему он так считает.

 Мужики начинают спор и не могут прийти к единогласному ответу. В связи с этим герои решают отправиться в путешествие и спросить лично у каждого представителя сословия ответ на данный вопрос.

За время своего путешествия крестьяне повстречали барина, попа, помещика и других представителей общества того времени. Каждый из них высказал свое мнение о хорошей жизни и своем представлении о счастье. 

Крестьяне с удивлением узнают, что и богатые люди имеют свои проблемы, и те, в чьих руках власть также несчастны. Главный упор поэмы все же делается на тему нелегкой жизни крестьян.

Краткое содержание

Часть 1. Пролог

Кому на Руси жить хорошо. Часть 1. Пролог
(Пролог. Художник В.Нагаев)

На дороге встретились семь мужиков - Роман, Демьян, Лука, братья Губины (Иван и Митродор), старик Пахом и Пров.  Встретившись на перепутье они начали спор на тему, кому же на Руси хорошо живется.

Каждый из них выдвинул свою точку зрения, завязался пылкий спор. Вскоре дело доходит до драки.

«Забрало пуще прежнего
Задорных мужиков,

Ругательски ругаются,
Не мудрено, что вцепятся
Друг другу в волоса...

Успокоившись, крестьяне замечают маленького птенчика. Они ловят его и говорят о том, что птице лучше, чем мужику.  Их рассуждения продолжаются до тех пор, пока к ним не подлетает пеночка с просьбой отпустить птенчика. Мужики соглашаются и взамен получают самую настоящую скатерть-самобранку, которая способна исполнить все их желания.  Их счастью нет предела. Они устраивают пир и дают обещание не возвращаться домой, пока не найдут ответ на вопрос: «кому живется счастливо, вольготно на Руси».

Глава 1. Поп

Глава 1. Поп
(Поп. Художник В.Нагаев)

Начали крестьяне свое путешествие. По пути им попадаются самые разные люди из разных слоев общества.  Ближе к вечеру мужики встречают попа и решают его допросить.

На вопрос «Сладка ли жизнь поповская?», поп ответил, что грешно роптать на Бога, поэтому он попросту расскажет им свою жизнь. А уж хороша она или нет, пусть сами решают.

По мнению попа, счастье заключается в трех вещах «покой, богатство, честь».  Однако, ни первого, ни второго, ни третьего у него нет.

Закончив беседу поп, удаляется по своим делам.  Мужики остались недовольны полученными ответами и накинулись на луку с обвинениями.

Глава 2. Сельская ярмонка

Глава 2. Сельская ярмонка
(Сельская ярмонка)

Мужики продолжают свой путь. Проходя мимо деревни, они узнают, что все жители отправились на ярмарку. Герои отправляются вслед за ними.  Пред ними предстает богатое, но грязное село. Мужики проводят на ярмарке весь день, веселясь и узнавая местные порядки.

«Крестьянам показалося,
Как вышли на пригорочек,

Что все село шатается,
Что даже церковь старую
С высокой колокольнею
Шатнуло раз-другой! —
Тут трезвому, что голому,
Неловко... Наши странники
Прошлись еще по площади
И к вечеру покинули
Бурливое село...»

Глава 3. Пьяная ночь

Глава 3. Пьяная ночь
(Крестьяне)

Ночь. Герои продолжают свой путь. На дороге они встречают нетрезвую компанию.  Несколько молодых людей ведут беседы о чиновниках. Один из них закапывает свою одежду. Среди всех присутствующих герои разглядели Павла Веретенникова. Он упрекает крестьян, что те много пьют.

Яким возражает ему, защищая крестьян и рассказывая свою историю жизни.

«Жалеть — жалей умеючи,
На мерочку господскую

Крестьянина не мерь!
Не белоручки нежные,
А люди мы великие
В работе и в гульбе!..»

Наслушавшись историй, странники смешиваются с толпой в поисках того самого счастливого.

Глава 4. Счастливые

Глава 4. Счастливые
(Счастливые. Художник Н.Воробьев)

Странники ищут счастливого в толпе.  Если такой появится, то они угостят его водкой.  Трезвые люди смеются над их разговором. Однако, среди пьяных много желающих поделиться своей историей.

Первым приходит дьячок.  Его счастье заключается  «в благодушестве» и в «косушечке». Следующая была старуха, у которой «родилось реп до тысячи». После подошел солдат «чуть жив, а выпить хочется», счастье которого заключалось в том, что как бы сложно ему не приходилось на службе, а жив он все же остался. Очередь становилась все больше, а выпивки все меньше. Странники решили разогнать народ.

«Эй, счастие мужицкое!
Дырявое, с заплатами,

Горбатое с мозолями,
Проваливай домой!»

Один из подошедших людей, просит позвать Ермилу Гиринова. По его мнению, это и есть самый счастливый человек.  Ермила - простой мужик, заслуживший всеобщую любовь народа.  Присутствующие начинают рассказывать удивительную  историю о щедрости и честности этого мужика. В разговор вмешивается поп и заявляет, что все лишено смысла, так как Ермила сидит в остроге. Вскоре вся толпа бушует и наперебой обсуждает судьбу всеобщего любимца.

Глава 5. Помещик

Глава 5. Помещик
(Помещик. Художник В.Нагаев)

Мужики продолжают путь и встречают помещика Гаврилу Афанасьича Оболта-Оболдуева.  Поначалу он испугался крестьян, приняв их за разбойников. Однако, узнав об их споре, принялся рассказывать историю своей жизни.  Он печалился о прошлых годах, когда  был богат, а крестьяне подчинялись ему.

«Ну, вижу, вижу: поняли
Так вот, друзья — и жили мы,
Как у Христа за пазухой,
И знали мы почет.»

Часть 2. Последыш

Кому на руси жить хоршо. Часть 2. Последыш
(Последыш. Художник Н.Воробьев)

Мужики выходят на берег Волги. Там они встречают  князя Утятина с его семьей.  Князь все еще верит в то, что крепостное право не отменили. Его семья, скрывает это от него, беспокоясь за его здоровье.

Мужики присутствуют на пиру Последыша, на котором он рассказывает о пользе крепостного права и о его неоспоримых преимуществах.

Часть 3. Крестьянка

Часть 3. Крестьянка
(Крестьянка. Художник Н.Воробьев)

“Не всё между мужчинами
Отыскивать счастливого,

Пощупаем-ка баб!”

С данными словами странники отправляются дальше.  Они встречают к Корчагину Матрену Тимофеевну, которая также  как и предыдущие попутчики крестьян рассказывает им о своей жизни. Она глубоко несчастна и вынуждена постоянно работать. Счастлива  Матрена Тимофеевна была лишь в родительском доме. Еще одно счастье бедной женщины – ее сын Демушка, который однажды трагически погиб.

Часть 4. Пир на весь мир

Часть 4. Пир на весь мир
(Художник Н. Воробьев)

В селе Вахлачина пир.  Все веселятся. Два семинариста поют песни, затем начинают рассказывать истории.  Среди народа начинается спор о грешниках и кто из них сильнее перед Богом провинился.

Толпа подавлена. Люди поют грустные песни.  Однако, все знают, что и на Руси будет счастье. Два брата-семинариста, Савва и Гриша уже твердо для себя решили, что хотят посвятить свои жизни радости человечьей. Судьба готовит для Гриши достойный путь, полный сложностей и радости. Он поет. Но жаль, что странники его не слышат, ведь тогда бы они поняли, что нашли наконец того, кто счастлив по настоящему.


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.