Мария Миронова: характеристика и образ героини

Мария Миронова

Мария Миронова — главная героиня повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и — её главная загадка. Ничем не примечательная, простая, скромная, без каких-то талантов, увы — некрасивая — деревенская девушка вдруг становится заглавной героиней последнего крупного произведения Пушкина, в котором он проявляет себя как глубокий мыслитель, философ, историк. В чём причина столь удивительной литературной роли?

В повести события, связанные с Машей, занимают немного времени: мы видим её при встрече с Гринёвым, у постели раненного Гринёва, на валу крепости, в момент, когда главный герой забирает девушку из Белогорской, на свидании с императрицей. Во всех эпизодах, кроме последнего, её роль — сопутствующая. Она — героиня второстепенной любовной интриги, смысл которой в XIX веке определяли как «завлечение читателя», чтобы рассказать ему о главном. Только в момент встречи с Екатериной II просьба Маши становится судьбоносной для Гринёва.

Почему же Пушкин называет роман (таков жанр произведения, по мнению некоторых критиков) «Капитанская дочка», читай — «Маша Миронова»? Какую авторскую идею выражает эта почти сказочная, идеальная и потому совершенно неприметная героиня?

Характеристика героини

лет осьмнадцати
(Маша "…лет осьмнадцати" Иллюстрация художника Дмитриевой Г. С.)

Маша действительно сказочная героиня. Она наделена всеми хрестоматийными достоинствами — скромная, стыдливая, всегда поступает «как правильно», чтит родителей и мужа (мужчину), которого любит. Ничто не выдаёт в ней глубокого ума, потому что говорит и действует героиня по писаным законам, внушаемым каждой крестьянской девушке с рождения.

Наверное, чтобы усугубить впечатление незначительности, Пушкин делает Машу ещё и некрасивой. Её портрет при первом свидании с Гринёвым красноречив: «…лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели». Это слова самого Гринёва, а ведь если мужчина видит красавицу, то запомнятся ему совсем не пламенеющие уши и круглое лицо.

Ия Арепина в роли Маши,  к/ф Капитанская дочка 1958
(Ия Арепина в роли Маши из к/ф "Капитанская дочка" 1958, СССР)

С детства круг общения Маши узок и замкнут: родители, деревенские девушки, старые солдаты («инвалиды»). Вдруг в крепости появляется Швабрин — молодой офицер, высланный из Петербурга в «тьмутаракань» за дуэль. Как выясняется, он до приезда Гринёва ухаживал за Машей и даже сватался к ней, но — без результата.

Девушка не бросилась к нему от тоски и безлюдья, и в этом поступке — проявление ума, даже мудрости Маши. Швабрин оказался «гнилым» в своей сути: мстительным и мелочным (очернил девушку перед Гринёвым, обозвав «совершенной дурочкой»), трусливым и неверным (нарушил присягу, предал товарищей, перейдя на сторону Пугачёва), жестоким — принуждал Машу к сожительству, заперев в чулане.


(из строк романа: "Маша рыдала, прильнувъ къ моей груди")

Мудрость Маши и в том, что она выбирает сердцем Гринёва — человека достойного, благородного. В любви героиня не кокетничает, не играет: «Она безо всякого жеманства призналась мне в сердечной склонности…». В этом поступке — глубокое уважение к мужчине, залог будущей чистоты отношений, когда жена не станет обманывать, что-то скрывать.

Но отец Гринёва решительно запрещает даже помышлять о женитьбе. И если Пётр готов и без благословления отца жениться на Маше, то она — категорически отказывается: «Нет, Петр Андреич, — отвечала Маша, — я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастия. Покоримся воле божией…»

Это не страх, не глупость. Это — чрезвычайное уважение традиций, родителей, то благочестие, на котором держится мир, семья, в котором единственном возможно настоящее счастье. А ещё этот поступок говорит о максимализме Маши: всё или — ничего. Таково свойство натур не простых, не ограниченных, а страстных, таящих в душе много сил и желаний.


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.