Марья Антоновна Сквозник-Дмухановская: характеристика и образ

Марья Антоновна Сквозник-Дмухановская
(На изображении М.Г. Савина в роли Марьи Антоновны)

На первой же странице произведения мы видим указание автора: Марья Антоновна Сквозник-Дмухановская – дочь городничего Антона Антоновича и супруги его Анны Андреевны. В комедии автор отнес ее образ к второстепенным персонажам, даже не дав самого краткого описания ее характера. На протяжении сюжетной линии Марья Антоновна и в самом деле не часто появляется с репликами, оставаясь в тени своей матери, о которой Гоголь говорит: «провинциальная кокетка», не пожилая, воспитанная на романах и домашних хлопотах. По мере развития сюжета мы видим соревнование между матерью и дочерью за внимание Хлестакова.

Характеристика персонажа

Татьяна Ларина в роли Марьи, 1952
(Татьяна Ларина в роли Марьи, 1952)

18-летняя девушка представляет собой собирательный образ провинциальной молодежи, чьи родители занимают видное место в обществе. По мнению матери, у нее «вечно какой-то сквозной ветер разгуливает в голове», но действие показывает, что это не соответствует действительности.

Окружающие отмечают привлекательную внешность Марьи Антоновны, которая пошла в этом в свою матушку. В первом действии комедии упоминается, что ей нравится местный почтмейстер, но с появлением на сцене Хлестакова, ее внимание переключается на нового молодого человека. Однако, когда он проявляет к ней внимание, не торопиться отвечать, опасаясь дурных намерений.

Анна и Марья Духмановские
(Анна и Марья Духмановские, жена с дочерью городничего)

Прислушиваться к мнению матери она тоже не спешит, что та воспринимает, как извечное желание поспорить. Но на деле оказывается, что права все же Марья Антоновна. Все это характеризует героиню, как серьезную девушку, отстаивающую свое мнение, умную, но не чуждую желанию устроить свою судьбу так, чтобы вызвать восхищение и одобрение близких и общества в целом.

Она начитана, что позволяет ей разоблачить хвастовство Хлестакова, приписавшего себе авторство «Юрия Милославского», автором которого на самом деле был Загоскин. Вместе с тем девушка немногословна, и даже когда Хлестаков делает свое признание в любви, просит его написать ей стихи.

Показательна финальная сцена, в которой она порывается не упасть в обморок, как это сделали бы многие барышни того времени при получении столь ужасающих известий, но стремится вместе с матерью к отцу в жесте поддержки и надежде найти защиту.

Образ в произведении

Анна Андреевна - жена Городничего

Роль Марьи Антоновны не столько смешна, сколько трагична. С одной стороны, она конкурирует с матерью за внимание «столичного щеголя», с другой, очарована им. А в итоге остается опозоренной, ведь предполагаемый жених скрылся, а в своем письме другу Тряпичкину поспешил нелицеприятно высказаться обо всех, кого успел встретить в городе N. Взлетев в мечтах на место жены блестящего столичного чиновника, ей приходится больно «приземлиться», причем публично.

И все же для того, чтобы вызвать сопереживание читателя, этого недостаточно. Всему виной отсутствие интереса у Марьи Антоновны в действительно серьезным вещам. Ведь даже в понравившемся молодом человеке она не замечает ничего, кроме внешности и костюма, не интересуясь его образованием, интересами, заслугами, талантами. Совершенная семьей городничего и всем городом ошибка вызывает смех, но не сочувствие.


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.