М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита": цитаты героев и автора романа
Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - последний, созданный писателем. Работа над ним велась вплоть до его кончины. Хорошо известна реплика жены Михаила Афанасьевича – Елены Сергеевны в ответ на запрос читателей: «А что стало с Геллой?», ведь в перечислении спутников Воланда, покидающего Москву, ее нет. Она тогда сказала «Ах, Миша забыл про Геллу!». Более 12 лет Булгаков работал над произведением, которое сам считал главным в своей жизни, а продолжила эту работу его супруга.
Две линии сюжета органично сплетаются в единое целое. Первая – история Иешуа Га-Ноцри (авторская интерпретация образа Иисуса Христа), попавшего из-за записей Левия Матвея на суд Синедриона и осужденного на казнь через распятие. Вторая – история любви Мастера и его Маргариты, разворачивающаяся на фоне Москвы 20-х годов, потрясенной прибытием Воланда и его ошеломительной свиты. Хотя впервые роман в его окончательной редакции был издан только в 1967 г., его многочисленные переиздания, экранизации и постановки в театре подтверждают – Булгакову удалось создать поистине бессмертное произведение.
Цитаты главных героев
«Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!». Воланд.
– Из разговора между Воландом, Берлиозом и Бездомным на Патриарших прудах. Выражение стало крылатым афоризмом, поскольку изящно передает бренность бытия.
«Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже разлила. Так что заседание не состоится». Воланд.
– Одна из ключевых фраз, которую принято считать точкой отсчета сюжета. О том, как случайно пролитая бутылка масла может привести к трагедии (смерти Берлиоза под колесами трамвая), а также целой цепочки последующих событий.
«Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...». Воланд.
– Мессир говорит о москвичах, выступая в цирке перед собравшейся на представление публикой. Его оценка снисходительна, хотя в каждом из номеров Фагота и Бегемота читателю демонстрируются худшие черты человеческой натуры. Фраза стала крылатой.
«Будем глядеть правде в глаза… И вы и я – сумасшедшие, что отпираться!». Мастер.
– Так он характеризует себя, Ивана Бездомного, ведь пребывая в стенах психиатрической лечебницы остается лишь согласиться с прозой жизни.
«Я – мастер». Мастер.
– Только из представления героя Ивану Бездомному в палате психиатрической лечебницы читатель узнает, как один из главных героев романа предпочитает именовать себя и представляться окружающим.
«Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!». Мастер.
– Так описывается начало любовной истории, возникшей внезапно и не потребовавшей от Мастера и Маргариты ни одного дня, чтобы осознать – их пути более никогда не разойдутся.
«…Вторая свежесть – вот что вздор! Свежесть бывает только одна – первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!..». Воланд.
– Так он высказался о рыбе в разговоре в нехорошей квартирке с буфетчиком из Варьете, но выражение получило более широкое распространение.
«…тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит…». Воланд.
– Речь идет о Маргарите, которая должна последовать за Мастером, куда бы ни занесла его судьба. Истинная любовь не знает границ, потому смерть не властна над ней и не в силах разлучить влюбленных.
«…я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась». Мастер.
– Разочарование от той встречи, которую получил труд всей жизни писателя. Потрясение оказалось столь велико, что разум Мастера помутился, о чем сам он и рассказывает Ивану Бездомному в психиатрической больнице.
«…человек без сюрприза внутри, в своем ящике, неинтересен». Мастер.
– Так он высказался об Алоизии Магарыче, по вине которого оказался без дома. Только люди, не похожие на всех, интересные и выдающиеся из общей массы по-настоящему привлекают внимание.
«…что-то, воля ваша, недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы». Воланд.
– В разговоре с буфетчиком из Варьете в нехорошей квартирке.
Речь о том, что людей без недостатков не бывает, а если кто-то представляет себя именно таким, то окружающие вправе заподозрить обман или что-то похуже.
«Прости меня и как можно скорее забудь. Я тебя покидаю навек. Не ищи меня, это бесполезно. Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня». Маргарита.
– Ее последние слова, обращенные к мужу, которого она оставила ради Мастера, отправляясь на встречу с Воландом. Говоря о том, что стала ведьмой от горя и бедствий, она имеет в виду пережитые страдания в разлуке с любимым.
«А факт – самая упрямая в мире вещь». Воланд.
– В разговоре с головой Берлиоза на балу. Имеется в виду отрицание очевидных фактов, даже если они и не представляются таковыми на первый взгляд.
«…никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!». Воланд.
– Слова обращены к Маргарите, отказавшейся просить награду за исполнение роли королевы бала.
«Рукописи не горят». Воланд.
– Реплика обращена к Мастеру. Его попытка сжечь свой роман не увенчалась успехом. Выражение стало крылатым, как подтверждение того, что настоящее искусство остается нетленным.
«...пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат». Мастер.
– Завершающие слова оконченного романа, которыми завершается история, с них же и начавшаяся.
Цитаты второстепенных персонажей
«Ведь и мы хотим жить и летать!». Наташа.
– Домработница Маргариты имеет в виду и то, что ей по душе следовать за хозяйкой на бал к Воланду, и то, что вырваться из замкнутого круга повседневности – мечта любого человека, кем бы он ни был.
«…надо признаться, что среди интеллигентов тоже попадаются на редкость умные. Этого отрицать нельзя!..». Иван Бездомный.
– Мысли героя обращены к доктору Стравинскому в психиатрической лечебнице. Сова тем более актуальны, что мысль встречается и в других произведениях Булгакова. Например, в «Собачьем сердце», где слову «интеллигент» в устах представителей нового класса пролетариата придается негативный смысл.
«Котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта». Бегемот.
– Забавное выражение, с которым кот обратился к Мастеру, куда герои вернулись после бала.
«Нет документа, нет и человека». Коровьев.
– Слова сказаны Мастеру, когда его историю болезни сожгли в камине, как свидетельство существования душевнобольного в лечебнице. Крылатая фраза, подчеркивающая значимость документов, подтверждающих личность, в жизни любого человека.
Цитаты автора
«…он испуганно обвел глазами дома, как бы опасаясь в каждом окне увидеть по атеисту». Автор.
– Из описания встречи Воланда, Берлиоза и Бездомного на Патриарших прудах. В те годы атеизм пропагандировался, как норма, а потому в глазах любого иностранца такая всеобщая позиция могла выглядеть пугающей.
«Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!». Автор.
– О Маргарите и ее бессмертном чувстве к Мастеру, безоглядной и бесконечной.
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.