Мастер: характеристика и образ
Роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" - настоящая сенсация в русской литературе ХХ века, которая будоражит умы читателей и по сей день. Произведение, окутанное мистикой (достаточно вспомнить многие трагические случаи в судьбах актеров, игравших в экранизациях "Мастер и Маргарита"), книга, по которой гадают, труд, который автор писал долгих 12 лет, но так и не завершил...
Одним из центральных персонажей третьего варианта романа (в первом Булгаков не упоминал о Мастере, во втором этот персонаж появляется на второстепенных ролях, но обе версии не дошли до читателей) является тот самый Мастер - знаковый образ, собирательный образ поистине талантливого писателя, вынужденного существовать в рамках цензуры, не имеющего возможности писать о том, что хочется.
Характеристика героя
Первое, что бросается в глаза читателю, - намеренное обезличивание, точнее, лишение имени и фамилии главного героя. Это дважды подчеркивается в процессе повествования: в первый раз Мастером назвала его любимая женщина и муза Маргарита, во второй раз он добровольно отрекается от имени, признавая себя душевнобольным пациентом №118 психиатрической лечебницы Стравинского.
Подобный литературный прием подчеркивает собирательность образа. Однако наряду с ним Булгаков не называет героя, к примеру, господин N, а дает имя Мастер - подчеркивая тем самым уникальность персонажа.
Заключается это яркое отличие от массы в том, что Мастер противопоставляется писательской массе МОССОЛИТа - успешным, признанным, обеспеченным, заслужившим позитивные отзывы критиков писателям. А главный герой пишет роман на крайне спорную тему, заведомо зная, что вряд ли угодит критикам. Он не думает о ресторанах и поездках на моря, живет крайне бедно, не придает значения одежде, хотя в его шкафу висят разные костюмы. Возможно, сразу покажется, что Булгаков описывает одного из многих неудавшихся писателей. Однако это не так.
(Умомоканье. Иллюстрация Виктор Георгиевич Ефименко)
Этот человек верен своей идее, он служит истинному искусству, не подстраиваясь под рамки власти. Его искра таланта горит, чтобы донести до читателей истину и свет. Однако, как многие по-настоящему талантливые люди, Мастер довольно несамостоятелен, слабоволен. Если бы не поддержка в лице Маргариты, он бы вряд ли окончил произведение, а потерпев неудачу, герой предпочитает плыть по течению, но не бороться за свое творение. В результате Мастер добровольно обращается в психиатрическую лечебницу, осознавая, что его роман тяготеет над ним Дамокловым мечом и справляться с этим больше нет сил.
Образ героя в произведении
(Портрет образа Мастера. Иллюстрация Виктор Георгиевич Ефименко)
Мастер является центральным персонажем, но в романе он появляется далеко не сразу и нечасто мелькает в последующих главах. Портрет и биография его скупо обрисованы писателем: это мужчина лет 38, шатен с проседью на висках, худощавый с нервным и подозрительным взглядом. Он умён и образован, ранее работал в музее, знает 5 языков (греческий, латинский, немецкий, французский, английский), а в своей жалкой коморке хранит множество книг.
С Маргаритой он знакомится уже в процессе написания романа о Понтии Пилате. Перед этим Мастер выигрывает 100 000 рублей в лотерее и использует эту возможность для работы над произведением, которое полностью занимало его ум и фантазию. Увольняется из музея и переезжает в съемное жилье - подвальчик, где работает над романом.
(Сожжение рукописи. Иллюстрация Виктор Георгиевич Ефименко)
Вложив в этот роман все, что только смог, Мастер не переносит разгромной критики и ломается: его подозрительность усиливается до патологических размеров, появляются страхи и галлюцинации. Даже поддержка любящей и понимающей Маргариты не спасает его от падения на самое дно.
Образ Мастера во многом автобиографичен: Михаилу Булгакову в свое время тоже довелось сжечь собственную рукопись. Смысл, передаваемый автором через образ героя, можно отобразить словами Воланда: "Рукописи не горят!". Это значит, что только свободный человек способен создать что-то светлое, нужное, великое, а также, что свои взгляды необходимо отстаивать и не плыть по течению.
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.