Ян Вермеер "Молочница": описание картины

Ян Вермеер МолочницаКартина «Молочница» написана голландским художником Яном Вермеером в возрасте до тридцати лет. Датировано художественное полотно предположительно 1658-1960 годами, хранится в Государственном музее Амстердама. 

Композиция полотна, сюжет, детали

Сюжет картины подчеркнуто прост: молодая женщина, служанка, наполняет чашу молоком. На столе, кроме глиняной чаши с двумя ручками, стоит плетеная корзина с хлебом и фарфоровый кувшин. На скатерти лежит несколько кусков разломанной булки, свешивается вниз платок. Из зарешеченного окна падает свет, который разливается на всех предметах и фигуре женщине, ее лице. Белая стена за спиной молочницы под действием света также излучает сияние.

Художник показывает красоту обыденной жизни, прелесть простых хозяйственных забот, быта. В облике служанки читается целомудренность: открытый, чистый лоб, умиротворение на лице, спокойствие и сосредоточенность в движениях. Все, что было связано с молоком и продуктами из него в Голландии того времени приобрело форму некоего священного поклонения. Молочница с картины Вермеера предстает некоей Мадонной с ликом святой, свершающей священнодействие.

Акцент сделан на фигуре женщины, ее сосредоточенном, спокойном лице и тонкой струйке густого молока, льющегося из кувшина. Женщина одета в лимонного цвета блузу с зелеными отворотами рукавов, ярко синий передник и красную юбку. Ее голову украшает белый чепец, под который убраны волосы. Оттенки белого цвета молока, чепца и стены доминирующие в картине, несмотря на яркие тона одежды женщины.

Художник искал средства для выделения фигуры молочницы. Радиологическое исследование показало, что изначально стену за спиной женщины украшала картина, или, возможно, карта. Но мастер убрал ее, чтобы не загромождать полотно деталями, отвлекающими от главного – фигуры женщины.

Техника исполнения, приемы

Картина написана жидкими мазками масла. Создается впечатление, что мастер лепит полотно из некоего податливого материала. Там, где свет задерживается, мазки становятся более густыми. Тайну цвета картины раскрывают тени – они многоцветные. Это придает полотну глубину и насыщенность. Во всех своих ранних картинах, включая «Молочницу» Вермеер использует интересный прием - для создания эффекта искр от солнечных бликов он наносит на готовое полотно светящиеся, едва заметные точки светлого цвета.

Интересные факты:

  • Картина имеет несколько названий: «Женщина (девушка, служанка) с кувшином молока», «Кухарка», «Молочница».
  • Картины художника еще при жизни высоко ценились на родине, что вызывало удивление некоторых иностранцев, следующих модным тогда тенденциям на усложнение композиции полотен.