А.С. Пушкин "Моцарт и Сальери": описание, герои, анализ пьесы

Моцарт и Сальери(Иллюстрация И. Ф. Рерберг)

Моцарт и Сальери – второе произведение А. С. Пушкина из цикла маленькие трагедии. Всего автор планировал создать девять эпизодов, но не успел осуществить свой замысел. Моцарт и Сальери написано на основе одной из существующих версий гибели композитора из Австрии – Вольфганга Амадея Моцарта. Замысел написания трагедии возник у поэта задолго до появления самого произведения. Он несколько лет вынашивал его, собирал материал и обдумывал саму идею. Пушкин для многих продолжал в искусстве линию Моцарта. Он писал легко, просто, с вдохновением. Именно поэтому тема зависти была близка поэту, также как и композитору. Разрушающее человеческую душу чувство не могло не заставить его задуматься над причинами его появления.

Моцарт и Сальери – произведение, открывающее самые низшие человеческие черты, обнажающее душу и показывающее читателю истинную натуру человека. Идея произведения – раскрытие перед читателем одного из семи человеческих смертных грехов – зависти. Сальери завидовал Моцарту и движимый этим чувством ступил на путь убийцы.

Содержание:

История создания произведения

Задумана трагедия и предварительно набросана была в селе Михайловском в 1826 году.  Она является второй по счету в сборнике маленьких трагедий. Долгое время наброски пылились у поэта на его рабочем столе, и лишь в 1830 году трагедия полностью была написана. В 1831 году она была впервые опубликована в одном из альманахов.

При написании трагедии Пушкин опирался на газетные  вырезки, сплетни и рассказы обычных людей. Именно поэтому, нельзя считать произведение «Моцарт и Сальери» исторически верным с точки зрения правдивости.

Подробнее: А.С. Пушкин "Моцарт и Сальери": история создания "маленькой трагедии"

Описание пьесы

 Пьеса написана в двух действиях. Первое действие разворачивается в комнате Сальери. Он рассуждает о том, есть ли на земле истинная правда, о своей любви к искусству. Далее к его беседе присоединяется Моцарт. В первом действии Моцарт рассказывает другу о то, что сочинил новую мелодию. Он вызывает зависть и чувство неподдельной злости у Сальери.

М. А. Врубель "Сальери всыпает яд в бокал Моцарта", 1884

(М. А. Врубель "Сальери всыпает яд в бокал Моцарта", 1884)

Во втором действии события разворачиваются более стремительно. Сальери уже принял решение и несет своему другу отравленное вино. Он считает, что Моцарт больше ничего не сможет принести музыке, после него не будет тех, кто сможет также писать. Именно поэтому, по мнению Сальери, чем раньше он уйдет из жизни, тем лучше. И вот в последний момент он передувает, колеблется, но уже поздно. Моцарт выпивает яд и отправляется в свою комнату.

Подробнее: А.С. Пушкин "Моцарт и Сальери": сюжет и краткое содержание пьесы

Главные герои пьесы

В пьесе всего три действующих героя:

  • Моцарт
  • Сальери
  • Старик со скрипкой

У каждого персонажа есть свой характер. Критики отмечали, что герои не имеют ничего общего с их прототипами, именно поэтому, можно смело говорить о том, что все действующие лица трагедии вымышленные.

Моцарт

Моцарт

Моцарт - второстепенный герой, написан по образу жившего ранее композитора Вольфганга Амадея Моцарта. Его роль в произведении раскрыть сущность Сальери. В произведении он предстает жизнерадостным, веселым человеком, обладающим абсолютным слухом и настоящим даром к музыке. Не смотря на то, что его жизнь трудна, он не теряет любовь к этому миру. Также существует мнение, что Моцарт дружил с Сальери много лет и не исключено, что также он мог завидовать ему.

Сальери

Сальери

Сальери – полная противоположность Моцарта. Мрачный, хмурый, недовольный. Он искренне восторгается произведениями композитора, но зависть, которая закрадывается в душу, не дает покоя. 

«....когда священный дар,

Когда бессмертный гений – не в награду

Любви горящей, самоотверженья

Трудов, усердия, молений послан, –

А озаряет голову безумца,

Гуляки праздного!.. О Моцарт, Моцарт! …»

 Зависть и слова композитора об истинных служителях музыки порождают в Сальери желание убить Моцарта.  Однако, содеянное не приносит ему удовольствия, ведь гений и злодейство вещи не совместимые.  Герой является близким другом композитора, он всегда находится рядом и тесно общается с его семьей. Сальери – жестокий, безумный, охваченный чувством зависти. Но, не смотря на все  отрицательные черты, в последнем действии в нем просыпается что-то светлое и в попытках остановить композитора, он демонстрирует это читателю.  Сальери далек от общества, он одинокий и угрюмый. Пишет музыку для того, чтобы прославится.

Старик со скрипкой

М. А. Врубель "Моцарт и Сальери слушают игру слепого скрипача", 1884

(М. А. Врубель "Моцарт и Сальери слушают игру слепого скрипача", 1884)

Старик со скрипкой – герой олицетворяет собой настоящую любовь к музыке. Он слеп, играет с ошибками, этот факт злит Сальери. Старик со скрипкой талантлив, он не видит нот и публики, но продолжает играть.  Несмотря на все сложности, старик не отказывается от своей страсти, показывая тем самым, что искусство доступно всем.

Анализ произведения

(Иллюстрации И. Ф. Рерберг)

Пьеса состоит из двух сцен. Все монологи и диалоги написаны белым стихом. Первая сцена происходит в комнате Сальери. Ее можно назвать экспозицией трагедии.

Главная мысль произведения – истинное искусство не может быть безнравственным. Пьеса обращена к вечным вопросам жизни и смерти, дружбы, человеческих взаимоотношений.

Цитаты

Сальери слушает «Реквием» Моцарта и плачет. Народный художник СССР, советский и российский график В.А. Фаворский, 1961 г.

(Сальери слушает «Реквием» Моцарта и плачет. В.А. Фаворский, 1961 г.)

«Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет — и выше. Для меня Так это ясно, как простая гамма» Сальери

«Боже! Ты, Моцарт, недостоин сам себя» Сальери

«А гений и злодейство — Две вещи несовместные. Не правда ль?» Моцарт

«Нас мало избранных, счастливцев праздных» Моцарт

Подробнее: А.С. Пушкин "Моцарт и Сальери": цитаты главных героев пьесы

Выводы из пьесы

Моцарт и Сальери – знаменитое произведение А. С. Пушкина, собравшее в себе воедино реальную жизнь, философские размышления, автобиографические впечатления. Поэт верил, что гений и злодейство – вещи несовместимые. Одно не может существовать с другим. В своей трагедии поэт наглядно показывает данный факт.  Несмотря на свою краткость, произведение затрагивает важные темы, которые в сочетании с драматическим конфликтом создают уникальную сюжетную линию.