Настенька: характеристика и образ героини
Повесть «Белые ночи» - одно из ранних произведений Ф. М. Достоевского, которое посвящено миру «маленьких людей», небогатых, неприспособленных к жестокости мира, скромных, но чувственных, мечтательных и почти всегда обреченных.
Настенька – это одна из «маленьких» героинь, но несколько нетипичная для Достоевского, так как она активна, жива и подвижна, лишена обычной для таких героев аморфности, склонна к поискам, к тому, чтобы менять свою жизнь, искать успеха. Читатель знакомится с Настенькой вскоре после того как в повесть вводится главный герой – Мечтатель. Юноша замечает красивую молоденькую брюнетку на одном из мостов Петербурга. Премиленькая девушка в кокетливом наряде диссонирует с образом города, к тому же её начинает преследовать какой-то назойливый господин с весьма недвусмысленной целью, и Мечтатель спасает девушку. Настенька сразу же демонстрирует новому знакомому всю свою открытость, ребячливость и простодушие – рассказывает всю историю своей жизни.
Характеристика героини
(Людмила Марченко в роли Настеньки в фильме "Белые ночи" 1959 )
Настенька сразу же демонстрирует новому знакомому всю свою открытость, ребячливость и простодушие – рассказывает всю историю своей жизни. Сирота, она воспитывалась бабушкой после смерти обоих родителей. Ничему особо не училась, хотя до 15 лет бабушка нанимала ей учителя, но имеет потенциальную тягу к прекрасному. Девушка непоседлива, игрива и в свои 17 остается ребенком. Для того чтобы не потерять воспитанницу, бабушка даже прикалывала её юбку к своей (наказание последовало за неким «проступком», деталей которого Настенька не раскрывает). Как и дочка Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель», вынужденная быть фактически запертой в четырех стенах, молодая и скучающая пленница, Настенька вершит свою женскую судьбу – влюбляется в квартиранта своей бабушки и является к объекту своей страсти с готовым узелком вещей в руках, готовая к моментальному побегу. Однако «жилец» предлагает Настеньке год отсрочки – за это время ему нужно будет поработать в Москве, получить место и накопить сбережений. Год на исходе – и девушка терпеливо ждет, когда за ней явится любимый.
Таким образом в Настеньке удивительным образом сочетаются наивность и твердость характера, мечтательность и удивительная вера в эту мечту, нежная хрупкость, подкрепленная внешней красотой («хорошенькая брюнеточка», «премиленькая», со звонким смехом, обаятельная) и стойкость.
Образ героини в произведении
(Олег Стриженов - Мечтатель и Людмила Марченко - Настенька в фильме "Белые ночи" 1959)
В описании внешнего облика героини превалируют уменьшительно-ласкательные слова – нежненькая, ручки, глазки, хорошенькая, шляпка, мантилька. Вероятно, это соответствует идеалам автора, ведь Достоевский, а вслед за ним и Мечтатель, лелеют и любуются этой героиней – её трогательными повадками ребенка, чувствительностью, простотой.
Фактический анализ может вскрыть некоторое коварство девушки: Настенька не настолько глупа, чтоб не заметить чувств Мечтателя, но предпочитает пользоваться его дружеской помощью, верно распознав в нем натуру чуткую, сентиментальную и нерешительную. Кроме того, в момент оказания этой дружеской помощи девушка начинает замечать, что чувствует к герою нечто большее, чем благодарность, а по сути, её женское сердце подсказывает ей обратить внимание на Мечтателя как на «запасной вариант», когда кажется, что возлюбленный окончательно бросил её.
Но автор и герой произведения не винят девушку в переменчивости, идеализируя её. Вероятно, как каноническая героиня «сентиментального романа» (именно так прокомментировал название повести Достоевский), Настенька должна быть изображена идеальной – до конца чистой и нежной, как ангел. Чисты её помыслы остаются даже когда в своем прощальном письме она пишет Мечтателю: «О Боже! если б я могла любить вас обоих разом!..» - в ней действительно говорит благодарность, желание объять и обогреть людей, поступивших по отношению к ней по-доброму, своей любовью.
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.