Петр Ершов: жизнь и творчество автора “Конька-Горбунка”

Пётр ЕршовПетр Павлович Ершов (22.02.1815–18.08.1869) относится к когорте творческих деятелей, которые мало знакомы среднестатистическому читателю. Блестящий драматург, поэт и писатель, он незаслуженно забыт потомками, а его имя сегодня связывается с одним-единственным произведением – детской сказкой «Конек-Горбунок».

А ведь библиография Петра Павловича очень обширна и включает десятки разножанровых произведений.

Краткая биография П.П. Ершова

Петр Ершов в молодости

Петр Павлович Ершов родился 22.02.1815 г. в сибирском поселении Беруково Ишимского уезда в семье станового исправника, т.е. главного полицейского округа.

Детство Петра прошло в разъездах по огромной Сибири – этого требовала служба отца, но кочевая жизнь окончилась в 1824г., когда Петра с братом Николаем записали в Тобольскую гимназию.

Во время учебы дети жили у родственников по материнской линии. Окончание гимназии, совпало с назначением отца в Санкт-Петербург, и Ершов с семьей переехал в столицу Российской Империи. Мальчик поступил в Императорский университет Санкт-Петербурга, где с 1831 по 1835 год Петр учился по специальности история и философия.

М.И. Теребенев: Портрет Петра Ершова

(М.И. Теребенев: Портрет Петра Ершова)

В этот период Ершов начинает писать свои первые произведения, возможно, это произошло под влиянием знакомства и тесного общения с П.Плетневым, А,Пушкиным и В.Жуковским. Писатели «с именем» одобрили творческие потуги юного писателя и не без их помощи, Петру Ершову удалось опубликовать в студенческие годы своего легендарного «Конька-горбунка» и «Сибирского казака».

После окончания университета с творчеством пришлось расстаться, хотя юноша и входил в различные модные литературные кружки. П.Ершову не удалось устроиться на должность, которую он давно приметил для себя и, прожив в столице еще год без какого-либо серьезного занятия, дававшего средства к существованию, он был вынужден в 1836г. отправиться в Сибирь, в знакомый с детства Тобольск.

Устроившись учителем в гимназию, П. Ершов проработал на этом поприще несколько лет, пока в 1844г. не пошел на повышение, став гимназическим инспектором, а спустя 13 лет – директором родной гимназии и всех училищ, расположенных в губернии.

Умер Петр Павлович в Тобольске, который после своего возвращения на родину, поэт ни разу не покидал. Произошло это событие 18. 08.1869г.

Творческий путь Петра Ершова

История создания «Конька-горбунка»

П. П. Ершов. «Конек-Горбунок». Седьмое издание (Санкт-Петербург., 1868). Обложка Р. К. Жуковского, гравированная Л.А. Серяковым

(П. П. Ершов. «Конек-Горбунок». Седьмое издание (Санкт-Петербург., 1868). Обложка Р. К. Жуковского, гравированная Л.А. Серяковым)

Судьбоносным произведением для Ершова стал «Конек-горбунок», сказка в стихах, написанная по примеру сказок Пушкина и Даля. Студент показал свое детище своим друзьям, в т.ч. и Пушкину, которые и стали первыми рецензентами «Конька-горбунка», причем, Александр Сергеевич очень высоко оценил произведение юного литератора.

Успех отдельных частей сказки, прочитанных в студенческих аудиториях и опубликованных в одном из выпусков ежемесячного альманаха «Библиотека для чтения», подтолкнул Х.Гинсе, владевшего издательством «Санкт-Петербург», в 1834г. выпустить отдельную книгу «Конек-горбунок».

При жизни Ершова книга выпускалась семь раз, что свидетельствует о том, как в то время Россия нуждалась в хорошей детской литературе, написанной доступным языком. Но, 4-е издание книги уже не было похоже на первые три – автор, оставив без изменений сюжетную линию, героев и объемы сказки, внес значительные правки в текст, но это не умалило достоинств произведения. Кстати, на сегодняшний день, именно исправленный вариант сказки считается авторским конечным текстом, который ложится в основу каждого следующего издательского выпуска.

Читательский спрос «на Ершова» превзошел все ожидания, поэтому в конце года он издает первую главу своего нового произведения «Сибирский казак», а спустя пару месяцев – ее продолжение.

Портрет Петра Павловича Ершова работы художника Николая Маджи, конец 1850-х

(Портрет Петра Павловича Ершова работы художника Николая Маджи, конец 1850-х)

Работая в гимназии, Ершов вновь вернулся к любимому занятию – инициировав создание гимназического театра, он стал писать сценарии пьес, которые были затем опубликованы в одном издании («Черепослов», «Якутские божки», «Суворов и станционный смотритель»). Кроме того, его стихи регулярно публиковал в своем «Современнике» П.Плетнев и в «Библиотеке для чтения» А.Сенковский.

К сожалению, остальное творческое наследие Петра Павловича, включая цикл «Осенние вечера», не слишком знакомо читателям, хотя оно включает в себя сценарии пьес, баллады, детские сказки, стихи и прозу, правда, некоторые из произведений были написаны под разными псевдонимами. Кроме того, есть предположение, что именно рассказы Ершова стали основой произведений «отца Пруткова».

Такое, мягко говоря, несправедливое отношение к Ершову связано не с отсутствием у него таланта, наоборот, он доказал, что может писать прекрасные литературные произведения в разных жанрах. Ему помешала вынужденная «ссылка» в Сибирь, где он был оторван от культурной жизни России и не мог находится в гуще тех событий, которые вызывали общественный резонанс, а значит, писать о них, спорить, дискутировать. Кроме двух журналов, издаваемых его знакомыми по студенческим временам, Ершова не печатали ни московские, ни питерские издательства. За печать сборников брались только сибирские издательства в Новосибирске, Омске и пр, выдавая книги минимальным тиражом.

В советское время наследие П.Ершова было включено в курс школьной литературы. Но, его рассмотривали не как исконно русского писателя, оберегавшего и доносившего до современников сказания устного народного творчества в виде стихотворных баллад, таких как, «Иванушка-дурачок» или «Василиса Премудрая», а как проходной персонаж, не сыгравший никакой роли в становлении и развитии русской литературы.

Проблематика авторства «Конька-горбунка»

(Обложка книги «Конёк-горбунок».Типо-литография Пашкова, 1909 год. Художник: Евгений Гаврилович Соколов)

Первые данные о том, что авторство сказки принадлежит А.С.Пушкину, появились в 1996г. и глубоко оскорбило сибиряков, у которых хотели почему-то отнять «их писателя». Академик А.Лацис выдвинул теорию о том, что П.Ершов в силу своей молодости просто не мог написать эту вещь . Он считал, что написал сказку Александр Сергеевич, но поскольку произведение под его именем цензура бы не пропустила, он выдумал эту мистификацию, подарив Ершову авторство над сказкой и заработав деньги за ее публикацию.

Академик и его ученики, объясняли правоту своей теории тем, что более, Ершову не удалось создать ни одной столь «сильной» сказки, кроме того, они  нашли общие с Пушкиным слова, ритмику строк, обороты.

В первую очередь, параллель проводится к «Сказке о попе и работнике Балде», поскольку и в одном, и в другом произведении тема российского «авось», бескорыстия и простодушия проявляется особенно ярко.

Иллюстрация Н. А. Богатова к книге «Конёк-Горбунок». Книгоиздательство торгового дома Евдокии Конваловой

(Иллюстрация Н. А. Богатова к книге «Конёк-Горбунок». Книгоиздательство торгового дома Евдокии Конваловой)

На самом деле, сказка Ершова так перекликается с сказками Пушкина, поскольку оба автора черпали вдохновение в народных истоках, записывая буквально слово в слово устные сказанья, передающиеся из поколения в поколения. Естественно, Ершов обработал материал, равно, как и Пушкин, но оба писателя оставили в произведениях своеобразную стилистику, яркие сочные образы, самобытный юмор,

Во-вторых, не забываем, что первым читателем и рецензентом «Конька-горбунка» стал именно Александр Сергеевич. Возможно, он внес некоторые правки в текст начинающего Ершова, хотя никаких достоверных документальных свидетельств этому факту нет. А если учитывать, что в 4-ую перепечатку Ершов внес существенные правки, то говорить об авторстве Пушкина вообще не стоит.

Интересные факты из жизни Петра Ершова

Культурный центр им.П.П.Ершова, Ишим

(Культурный центр им. П.П. Ершова, г. Ишим)

Оказывается, свое обучение Ершов начал еще до гимназии – проживая в с.Березове, где служил отец, будущий писатель 2 года отходил в училище уезда.

Другом Ершова по Тобольской гимназии был будущий композитор, а пока еще гимназист Саша Алябьев, которому уже тогда прочили музыкальную славу.

Университет Петербурга Ершов окончил в 20 лет, хотя учеба не интересовала его абсолютно.

Учеником П.Ершова, а затем и его «родственником» стал будущий светоч русской химии Д,Менделеев, который по окончании Тобольской гимназии женился на падчерице Петра Павловича.

Жизнь писателя была очень сложной – он потерял всех родных, похоронил 4 детей и двух жен, но при этом, он всегда оставался набожным, религиозным человеком, никогда не теряющим своей веры.

В бытность инспектора Тобольской губернии, Ершову  даже удалось уговорить губернатора разрешить крестьянам строительство новой церкви на собранные ими деньги. И церковь имени Петра была возведена в селе, где родился Ершов, в чем он он видел знак свыше. К сожалению, как и многие другие «культовые» сооружения, церковь была снесена в 1969 году.

Дом, в котором жил П.Ершов в 1862-1869 годы в Тобольской губернии, Сибирь

(Дом, в котором жил П.Ершов в 1862-1869 годы в Тобольской губернии, Сибирь)

Вот такой он, с одной стороны, хорошо знакомый, а с другой  абсолютно неизвестный нам русский поэт и драматург. Судьба незаслуженно обошлась с Петром Ершовым, поставив его имя в ряды «второстепенных» писателей и считая «автором одной книги».

Но люди любят эту книгу, поэтому до сих пор помнят его имя и даже сумели отдать определенную дань памяти – в честь Петра Павловича названа одна из улиц Тобольска, на которой установлен и небольшой памятник писателю, а также улица в г.Ишим. Его имя носит Ишимский университет и село Безруково, в котором родился писатель.