А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане": краткое содержание для читательского дневника

Обложка изд. Бесселя(Обложка изд. Бесселя)

«Сказка о царе Салтане» была написана Пушкиным в 1828 году. Поводом к ее созданию послужило литературное соревнование с Жуковским по переработке народного сюжета в литературное стихотворное произведение. Опубликована сказка в 1931 году в сборнике стихотворений.

Считается, что длинное оригинальное название «Сказка о царе Салтане, сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» - это подражание заглавиям лубочных произведений. Первые наброски текста в черновиках датированы 1822 годом. Исходным материалом послужили как западноевропейские, так и русские сказки. Литературоведы указывают на удвоение сюжета: соединение повествования о невинно гонимой жене и о деве-волшебнице, помогающей своему жениху. Однако велика доля авторского вымысла, который настолько гармонично сочетается с фольклорными традициями, что стал народным.

Читательский дневник: содержание

Сказка о царе Салтане. Рисунок С.В. Малютина, 1899 год

(Сказка о царе Салтане. Рисунок С.В. Малютина, 1899 год)

Царь подслушал разговор трех сестер, каждая из них мечтала стать царицей. Старшая хотела приготовить пир на весь мир, средняя – наткать полотна на всех, младшая - родить богатыря. Тут в дом и зашел правитель, третью девушку он взял в жены, а ее сестер назначил ткачихой и поварихой. Вскоре после свадьбы пришлось ему отправится на войну. А молодая царица родила сына. Но сестры от зависти задумали ее извести. Они подменили письмо к Царю Салтану о рождении сына и перехватили его ответ. Бояре по подложному приказу посадили царицу с младенцем в бочку и пустили в океан. Волна выбросила их на пустынный остров.

Зворыкин Борис Васильевич «Царевна Лебедь». Иллюстрация к сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». 1920-е годы

(Зворыкин Борис Васильевич «Царевна Лебедь». Иллюстрация к сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». 1920-е годы)

Мальчик в это время уже вырос. Он сделал лук, чтобы добыть пропитание себе и матери. Неожиданно юноша увидел, как коршун нападает на лебедь, и убил его. Птица после гибели коршуна благодарила царевича, обещала послужить ему. На следующий день на острове появился богатый город, его жители провозгласили юношу своим князем, он нарекся Гвидоном.

Рисунок С.В. Малютина, 1899 год

(Рисунок С.В. Малютина, 1899 год)

Вскоре приплыли купеческие корабли, они держали путь в царство Салтана. Князь опечалился, ему хотелось повидать отца. Лебедь пришла на помощь и превратила юношу в комара. Он полетел за кораблем и вместе с ним добрался до дворца отца. Салтан принял купцов и расспросил о чудесах, которые творятся в мире. Ему рассказали о городе, который неожиданно появился на пустынном острове. Салтан захотел навестить этот город. Тогда повариха рассказала о другом чуде: волшебной белочке, которая грызет золотые орешки и поет песенки. Князь-комар со злости сел тетке на правый глаз и улетел в окошко в свой удел.

Лебедь заметила грусть Гвидона и подарила его городу чудесную белочку, которой сделали хрустальный дворец и поставили дъяка считать золотую скорлупу и изумруды-ядрышки.

Рисунок С.В. Малютина, 1899 год

(Рисунок С.В. Малютина, 1899 год)

Вскоре опять приплыли к острову купцы, Гвидон отправился с ними уже в образе мухи. На приеме у Салтана путешественники хвалили чудесный город и волшебную белочку. Тогда ткачиха рассказала о новом чуде: морских богатырях. Оказалось, что волшебные богатыри – братья лебеди, они стали сторожить город и ежедневно выходить из моря, чтобы обойти остров дозором.

Рисунок В.Н. Курдюмова, 1913 год

(Рисунок В.Н. Курдюмова, 1913 год)

На третий раз баба Бабариха рассказа на приеме купцов о прекрасной девице. Гвидон захотел найти красавицу и женится. Лебедь узнав об этом, призналась, что это она. Князь взял ее в жены.

Царь Салтан, наконец, решился посетить волшебный остров. Там он узнал свою супругу. Ткачиха, повариха и Баба-Бабариха признались во всем, их царь их простил. Сказка кончается всеобщим пиром.

Главная мысль и чему учит сказка

Рисунок И.И. Голикова, 1937 год

(Рисунок И.И. Голикова, 1937 год)

Основной конфликт в сказке – борьба добра и зла. Здесь нет волшебных негодяев кроме коршуна-колдуна, источником несчастья становится обычная человеческая зависть, подлость, обман. Волшебство спасает царицу и сына. Автор рисует идеальный город, где все богаты, равны, нет причин для проявления худших качеств человеческой натуры. Именно в этом волшебном мире обнаруживается обман, который мог привести к гибели царицы и царевича. Гвидон пожалел и защитил слабого, за это был вознагражден. Сказка учит и всепрощению: Салтан отпускает теток и Бабариху.