Природа в стихах Ф. И. Тютчева: анализ стихотворения "Первый лист"

Читать: Стихотворение Ф. И. Тютчева "Первый лист"

(Иллюстрация: Сона Адалян)

Анализ стихотворения "Первый лист"

Стихотворение написано четырех-стопным ямбом с двухсложной стопой (с ударением на 2-ои слоге), состоит из 3-х строф. Первая и вторая строфы являются пятистишием, последняя – секстиной или шестистишием. Рифмовка в каждой из строф разная – холостая и гиперхолостая.

Мысли о том, жизнь не вечна и само по себе ее существование можно назвать чем-то хрупким не покидали поэта. По определению П. А. Вяземского, Тютчев избегал встречи с самим собой, и мало кто мог понять его сложный внутренний мир.

Лирика Тютчева – это в первую очередь пейзажная лирика, во главе которой стоит вечная природа, которая успокаивала и умиротворяла душу и постоянное беспокойство поэта.

Природа Тютчева всегда молодая, юная. Даже осень и зима никогда не несли тяжести и грусти. «Ваши весны не имеют морщин» – писал Тютчеву В.Г. Белинский. И с этим трудно не согласиться.

«Лист зеленеет молодой.

Смотри, как листьем молодым

Стоят обвеяны березы…» – уже в первых строфах слово молодой употреблено поэтом дважды. Весна воспринимается поэтом не только как прекрасное время года, но и как победа жизни над смертью.

«И вот живые эти грезы,

Под первым небом голубым

Пробились вдруг на свет дневной...» – эти строки звучат как своеобразный гимн юности, обновлению не только природному, но и человеческому.

Нельзя не сказать про характерный подчерк Тютчева, ставшим его художественным достижением – выражение динамики, движения («И слышно нам по их движенью»).

Природа в произведениях Тютчева предстает в виде живого организма, который чувствует, ощущает, движется, имеет свой голос или даже характер – «Лист зеленеет молодой», «Давно им грезилось весной».

Стихотворение «Первый лист» воспроизводит как раз одно из таких зрительно-слуховых впечатлений, вызванных появлением на березах первых листьев.

Листья в стихотворении – главный образ, главный герой. Что касается всех остальных реалий: березы, голубое небо, лучи солнца, тень, грозы, то они выступают в роли необходимого фона. Лист молодо выдвигается как объект на первый план, так как именно листья вызывают у поэта первые эмоции. Это же объясняет дальнейшую расстановку выразительных средств.

Так, каждая строфа имеет одну и ту же тему, однако с каждой строчкой поэт предоставляет нам больше информации. Сначала в фокусе зеленый лист, затем березы, затем, солнечные дни, которые грезились листьям и, наконец, новорожденная тень.

Эпитеты, который приводит поэт также раскрывают основную тему стихотворения. Появление молодой весны автор передает такими словами как: «молодой», «воздушный», «полупрозрачный», «золотой», «голубым», «дневной», «первых», «омытых», «новорожденною».