Природа в стихах И. Бунина: анализ стихотворения "Последний шмель"

Читать: Стихотворение И. Бунина "Последний шмель"

Анализ стихотворения "Последний шмель"

Очень часто осенняя пора ассоциируется с увяданием природы, все растения и животные готовятся к долгой зиме, настает пора ковра желтых листьев на земле и журавлиных стай в по-осеннему пронзительно-синем небе. У некоторых людей золотая осень вызывает чувство тоски и печали об ушедшем лете, которое уже не вернуть, появляются мысли о собственном возрасте, о старости и о неизбежности бытия. Очень многие писатели и поэты в своих произведениях часто затрагивают вопрос жизни и смерти, пытаясь найти ответы на вечные вопросы об устройстве нашего мира. Великий русский поэт и прозаик Иван Алексеевич Бунин в произведении «Последний шмель», созданном в 1916 году накануне великих исторических событий, которые навсегда изменили судьбу Российского государства и его народа, тоже затрагивает эти вопросы, бередящие души многих из нас.

Неизвестно, предчувствовал ли автор такие судьбоносные перемены в жизни всего народа и в своей в частности или нет, однако после прочтения данного произведения сразу становится очевидным его подавленное состояние, очень мрачное и депрессивное. В этом небольшом произведении, состоящем из трех четверостиший, затронуты личные переживания поэта о смысле жизни и неизбежном наступлении смерти, о том что, все в этом мире бренно и непостоянно.

Сюжетная линия данного произведения выглядит простой и незамысловатой, и повествует о том, как автор увидел случайно попавшего в его жилье шмеля. Но на самом деле простые на слух строки хранят глубинный смысл, заставляют нас задуматься о нашем бытие, о его смысле. «Заунывно гудящий» шмель навевает на героя ощущения тоски, печали, которые ему не совсем по душе и он даже с некоторым упреком спрашивает у случайного гостя «ты зачем залетаешь в жилье человечье и как будто тоскуешь со мной?».

И все же исподволь наблюдая залетающим шмелем, автор любуется его природной красотой, описывая его с нежностью и восторгом: «черный бархатный шмель, золотое оплечье». В начале второго четверостишья он уже как бы смирился с его присутствием и, полюбовавшись его красотой вволю, совсем по домашнему, как родному и близкому человеку дает совет насладиться вместе с ним этими последними летними теплыми денечками, а затем, вволю налетавшись, успокоиться навсегда «Полетай, погуди - и в засохшей татарке, на подушечке красной, усни».

Для этого шмеля, который не знает, что его ждет дальше, смерть не является чем-то страшным и непонятным, она для него просто крепкий и сладкий сон на подушечке засохшего цветка после такой яркой и бесшабашной летней жизни. Автор даже немного завидует шмелю, его незнанию таких важных вопросов жизни и смерти, ответы на которые ищет только человек. Данное произведение, являющееся образцом философской лирики ХХ века, должно подтолкнуть нас не к унынию и депрессии, а к осознанию ценности нашей жизни, к тому, что надо её любить и наслаждаться каждым её мигом!