Природа в стихах А. С. Пушкина: анализ стихотворения "Осень" (Отрывок)

Читать: Стихотворение А. С. Пушкина "Осень" (Отрывок)

(Иллюстрация: Сона Адалян)

Анализ стихотворения "Осень"

Осень для А.С.Пушкина – это пора вдохновения, самое любимое и плодотворное время года. Хотя «Дни поздней осени бранят обыкновенно», но созерцая хрупкую красоту золота, падающего с деревьев от дуновения ветра, душа поэта невольно настраивается на лирический лад и хочет запечатлеть эти мгновения, сделав их достоянием вечности.

Творческая меланхолия, созерцание – это ключевой момент романтической лирики, ее движущая сила. Там, где многим видится угасание, поэт острее ощущает вкус и краски жизни, оттуда черпает вдохновение и творческую энергию. Чтобы выразить это особое очарование смирением и просветленным умиротворением увядающей природы Пушкин прибегает в 6-ой строфе к эмоциональным сравнениям-олицетворениям «как нелюбимое дитя», «мне нравится она, как вероятно, вам чахоточная дева порою нравится».

Осенний пейзаж не может не очаровывать, это не только меланхолия, это яркость и чистота красок. 7-ая строфа «Осени» звучит по-пушкински жизнеутверждающе. Поэт рисует идиллически-статический пейзаж. Но при внешней статичности, использование приема перечисления ярких, эмоционально-заряженных и емких образов, создает у читателя кинематографический эффект пролистывания ряда последовательных картин от ранней золотой осени до первых заморозков.

7-ая строфа – это почти безглагольный стих. Здесь нет действия: автор вместе с читателем – созерцатели дивной красоты осенней природы. Действующим лицом и героиней стихотворения, является именно она – осень. И к ней поэт обращается как к живому существу, используя в первой строке строфы яркое олицетворение-противопоставление: «Унылая пора! очей очарованье!». Удивительным образом пушкинская осень вмещает и очарованное созерцанье, и лирическую меланхолию, и творческую энергию.

И через эту удивительную череду и трансформацию состояний от меланхолии к жизнеутверждению, от созерцания к действию ведет нас гений, чтобы передать, как «пробуждается поэзия» и сделать нас сопричастными своему «лирическому волнению», которое он описывает в заключительной, кульминационной части стихотворения (10, 11, 12 строфы). Вдохновленная сменой настроений и картин природы, творческая мечта становится кораблем, плывущим по золотым волнам осени.

Мы же, читатели, совершая путешествие по волнам полнозвучной и вечной пушкинской поэзии, можем восхищенно отметить: «Осень» - один из лучших примеров пейзажной лирики; стихотворение, передающее романтическое единство и взаимное отражение друг в друге русской души и природы.