Природа в стихах Ф. И. Тютчева: анализ стихотворения "Чародейкою Зимою..."

Читать: Стихотворение Ф. И. Тютчева "Чародейкою Зимою..."

(Иллюстрация: Геннадий Целищев)

Анализ стихотворения "Чародейкою Зимою..."

Роскошная природа русского леса непревзойденно отображена Федором Тютчевым в стихотворении «Чародейкою Зимою. С первых же строк поэт погружает читателя в свое излюбленную пору - зиму, тайно отожествляя зимний лес с обожаемой им женщиной – баронессой Дёрнберг. Но, возможно, и не с ней, а со спящей красавицей-царевной, которую другой великий русский поэт, Александр Пушкин, описал в своей «Сказке о мертвой царевне…».

У Тютчева лес умиротворен, он «сном волшебным очарован… околдован, не мертвец и не живой», он «весь опутан, весь окован легкою цепью пуховой».

Такая цепь из хрупкого снега и инея, сковавшего гигантскую, дикую мощь, коей являлся в ту пору русский лес, под силу только «Чародейке Зиме». И теперь «в нем ничто не затрепещет», даже луч солнце не способен разрушить ее снежные вериги. Но, влюбленный в дремучие дебри, луч этот, нежный, но дотоле еще слабый, все же заставит лес зардеться в ответных чувствах: «…он весь вспыхнет и заблещет ослепительной красой».

Однако скоротечно зимнее солнце, высверкнет в небе и погаснет. И теперь под «снежной бахромою», уже стоит другой лес: «не мертвец и не живой». И все же он… жив! «чудной жизнью он блестит».

Как точно подметил поэт состояние спящего леса: «не мертвец и не живой»!

…Примерно в этом ракурсе оценивали это произведение ранее. И никто не подумал, что стихотворение, по существу, являет собой гимн жизни!

Попробуем в этом разобраться.

В русском языке есть выражение, характеризующее человека, как живое существо: стоит «ни жив, ни мертв». Это бывает, когда тот впадает в оцепенение от только что перенесенного потрясения. И в таком состоянии он пребывает, пока какое-либо действие или добрая весть не выведут его из шока. Лес же из зимнего оцепенения выведет Весна, которая раскует «цепи пуховые». Она разбудит его вместе с медведем в берлоге, вместе с муравьями в муравейнике, вместе с закипающим в корнях деревьев питающим их соком. Разбудит для новой жизни…

Но ведь так было всегда и везде: за сонным затишьем океана следует сокрушительный шторм, за ясным небом - грозовые тучи с ливнем, за человеческим сном – кипящее бытие, где есть место всепоглощающей любви и бессмертному подвигу. Вот это и есть жизнь!

Тютчев знал и любил ее, и описал на примере, вроде бы, «не живого» леса. А мог, используя образ, «Спящей Красавицы», но… его опередил Шарль Перро, а потом и Пушкин…