Н. А. Заболоцкий "Я не ищу гармонии в природе": анализ стихотворения

Н. А. Заболоцкий  Я не ищу гармонии в природе

Читать: Стихотворение Н. А. Заболоцкого "Я не ищу гармонии в природе"

 Не являясь одним из популярных поэтов советской эпохи, тем не менее, Николай Заболоцкий занимает заметное место в русской и советской литературе. Своей неоднозначностью, своим нестандартным взглядом на вес процессы, происходящие в мире и в обществе. Вся сложность судьбы русского поэта на переломе политической системы, кардинальных перемен в обществе, политических репрессий и  становления нового государства отразилось в его творчестве. Самое известное стихотворение поэта «Я не ищу гармонии в природе» явилось квинтэссенцией его понимания мироустройства в это непростое время.

Отражение внутреннего смятения в глубинных стихах

Созданное в 1947 году, это стихотворение находит отклик и в сегодняшнем мире. При первом прочтении создаётся впечатление, что это финал творчества поэта, настолько они пессимистичны. Отражение собственной неустроенности, непринятие навязываемых ценностей отражается в описании природы, как продолжение отношений в человеческом обществе. Похожие мотивы прослеживаются у многих поэтов и писателей того времени. Подмена морали и общечеловеческих ценностей политическими и классовыми мотивами вызывала внутренний протест в душах русской творческой интеллигенции. Не случайно поэт выделял для себя творчество А. Блока со всем его символизмом. И только позже приходит понимание всей глубины образов, которые больше обращены к будущему, после того, как обращаешься к другим произведениям поэта.

Описание отсутствия гармонии в природе, невозможности существования равновесия в ней в принципе, продиктованы скорее наблюдениями за обществом и собственными переживаниями, а не сформировавшейся философией. Обвинения, выраженные как «огромный мир противоречий», обращены не к природе – к человеку. Отсутствие соразмерности и бесполезность «буйного движения» поэтом показаны как следствие собственной усталости и неверие в гармонию человека. Кажущийся перенос «прообраз боли человечьей» из природы, на самом деле является образом несовершенства современного общества. Ведь далее возникает аллегория отношений «матери и дитяти», где именно природа является любящим совершенным началом. Как человек, серьёзно интересовавшийся живописью, Заболоцкий не мог не видеть этого совершенства природы. Но успокоение от собственного смятения и усталости он видит только в «тихом часе осеннего заката», и в этом проявляется весь трагизм стихотворения.

Художественный приём «антитеза»

Противопоставление, как художественный приём, наиболее часто используется Н. Заболоцким в своих стихах. Он старается не использовать часто метафоры и гиперболы, старается передать свои ощущения проведение своеобразной оси «верх-низ», противопоставляя простые и понятные образы. Контраст оказывается более выразительным, чем преувеличение. «В ожесточённом пении ветров – и тихий час осеннего заката», «И не мила ей дикая свобода, где от добра неотделимо зло», «от бесполезно тяжкого труда – и мерный звук разумного труда». Такие образы заставляют почувствовать всю экспрессию, спрятанную в произведении. По мнению многих критиков, стройность всего стихотворения нарушается двумя последними четверостишиями, невозможностью понять вдруг изменившийся образ. Но эта аллегория является не только законченным образом справедливости и жертвенности матери-природы по отношению к человеку. Это и скрытый ироничный реверанс в пользу административных тенденций в требовании воспевания торжества классового подхода и свободного труда, торжества «укрощения природы человеком».


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.