А.С. Пушкин "Станционный смотритель": история создания повести
(На фото: Станционный смотритель, Могилев, Беларусь. Автор: Alkhimov Maxim, 2012)
Ранней осенью 1830 г. Пушкиным была закончена работа над повестью «Станционный смотритель» из цикла «Повести Белкина». Период конца 20 – х, начала 30- х гг. 19 столетия характеризуется появлением в русской литературе множества сочинений нравоучительного характера. Как правило, главными их героями были, так называемые «маленькие люди», находящиеся на самом низу социальной лестницы. Одного из таких людей автор и делает своим главным персонажем.
В центре повествования история станционного смотрителя Самсона Вырина и его дочери Дуни, которая, влюбившись в проезжего гусара, оставила отца и уехала с возлюбленным в город. Попытки отца вернуть дочь оказались безуспешными и он, вернувшись домой, вскоре после описываемых событий умер.
Автор ведёт своё повествование в форме воспоминаний Ивана Петровича Белкина, со слов которого, якобы, и были записаны все повести цикла.
(А.Ванециан. Иллюстрация маслом к произведению А.С.Пушкина "Повести Белкина", 1947)
По мнению исследователей творчества Пушкина, данная повесть написана в жанре сентиментализма, хотя в ней присутствует немало моментов, характеризующих автора, как мастера реализма и романтики. Александр Сергеевич намеренно вложил нотки сентиментализма в рассказы Белкина, соответственно характеру его повествований. Все произведения цикла можно отнести к жанру небольшого романа, не смотря на то, что писатель именует их повестями, настолько психологически они насыщены.
Всё произведение пронизано идеей символизма. Во времена Пушкина к званию «станционный смотритель» относились с некоторым презрением, не вызывающем почтения и уважения. Должность, которая сама собой символизировала состояние постоянного унижения и оскорбления. Основная символика проявляется в картине, которая висит на стене, это - «Возвращение блудного сына», которая и выражает главную идею повести. Старый смотритель страстно ждал одного, возвращения своей ушедшей из дома дочери, в любом виде и состоянии. Образ станционного смотрителя дал определяющее направление в развитии идей произведений, защищающих честь и достоинство маленьких людей, так как он реалистичен и драматичен.
Основная идея повести в том, что так называемые «маленькие люди» - это такие же, живущие полной эмоциями и чувствами жизнью, люди. Их духовный мир и нравственные качества достойны уважения.
Картина на библейский мотив не зря висит на стене. Она изначально несёт в себе глубокий смысл. Ведь сюжет картины и самого повествования родственны. Библейская история говорит о сыне, покинувшем отца, но потом с раскаянием, вернувшимся к нему. Здесь происходит та же история, но с той лишь разницей, что раскаяние пришло слишком поздно и отец не дождался возвращения блудной дочери.
В чём смысл повести? Наверное, в очень простых истинах. В сочувствии тем, кто унижен и страдает. Что дети должны слушать и почитать своих родителей и не бросать их, а помогать в старости. В том, что позднее раскаяние может быть очень горьким. А ещё это рассказ о любви, о всепрощающей любви родителей к детям, готовой простить всё, даже предательство. Именно о той любви, которую даровал нам Бог.
История создания
(Издание "Повести Белкина" 1831 года в СанктПетербурге)
«Станционный смотритель» был закончен 14 сентября 1830 г. Это время, когда поэт вынужденно находился в селе Болдино, куда он приехал для решения некоторых вопросов с финансами. Из – за начавшейся эпидемии холеры был объявлен карантин и поэт был вынужден безвыездно провести здесь три осенних месяца, оказавшихся в его творчестве самыми плодотворными. Сама повесть была задумана ещё в 1829 г., но воплотилась лишь спустя год.
Оказавшись в вынужденной изоляции, Пушкин думал, что его ждёт скучнейшее ожидание, но внезапно появившееся вдохновение стало причиной рождения огромного количества великих произведений. Уже 9 сентября 1830 г. был закончен «Гробовщик», первая повесть из цикла, спустя всего 5 дней завершён «Станционный смотритель», а ещё через пять – «Барышня - крестьянка», то есть 20 сентября. Затем, после небольшого перерыва, были написаны: «Выстрел» — 14 октября и «Метель» — 20 октября. Уже в 1831 г. цикл вышел в печать под авторством Ивана Петровича Белкина.
Книга сыграла большую роль в русской литературе того времени, впервые введя читателя в духовный мир человека из низов социальной лестницы и став отправной точкой для многих русских писателей, посвятивших своё творчество теме «униженных и оскорблённых».
Одной из причин, повлиявших на создание «Станционного смотрителя», является желание автора рассказать о таких, Самсон Вырин, об их жизни, мечтах и чаяниях, о бесправных людях, которые становятся игрушками в руках тех, кто сильнее. Однако, не смотря на все переносимые унижения, духовная пустота для них страшнее бедности, а честь – выше всего.
Этапы работы
Задумка создания цикла и его подготовка началась ещё в 1829 г. В силу разных причин работа откладывалась, пока осенью 1830 г. силой обстоятельств Пушкин не оказался запертым в Болдино и у него, наконец, появилось достаточно времени, чтобы закончить весь цикл буквально на одном дыхании. Первоначальный вариант цикла был издан под авторством Белкина. Только в 1834 г. произведения были изданы под подлинным авторством.
(А.С. Пушкин. "Гробовщик". Станционный смотритель". Серия *Народная библиотека*. Петербург, ГИЗ, издание 1919 года)
В соответствии с датировкой писателя повести создавались в следующей последовательности:
- 9.09.30 г. – «Гробовщик»;
- 14.09.30 г. – «Станционный смотритель»;
- 20.09.30 г. – «Барышня-крестьянка»;
- 14.10.30 г. – «Выстрел»;
- 20.10.30 г. – «Метель»
Дата создания предисловия «От издателя» относится к концу октября – началу ноября 1830 г. В нём Пушкин говорит о вымышленном авторе Белкине, который записал эти рассказы и в 1828 г. умер от лихорадки.
Весь цикл вместе с предисловием был издан 24 – 27 сентября 1831 г. в типографии Плюшара тиражом в 2000 экз. Спустя три года после публикации повестей под именем И.П. Белкина, в 1834 г. А.С.Пушкин повторно издал их в своем сборнике прозы под названием «Повести, изданные Александром Пушкиным».
(Николай Пастухов в роли Самсона Вырина, фильм "Станционный смотритель", СССР 1972)
Публикация произведения
Выход книги был встречен первоначально критикой неоднозначно. Многие современники акцентировали своё внимание на антиромантизме повестей, посвящённых жизнеописанию мелких чиновников, военных, мелкопоместных уездных помещиков. Это и неудивительно, потому что все они привыкли видеть героев Пушкина байроновского характера. Можно сказать, что отношение было довольно посредственное, но и без яркой критики.
Гораздо позже был оценён именно «Станционный смотритель» Достоевским в 1876 г., когда он писал, что «всё у нас идёт от Пушкина и его поворота к народу...». Настоящую популярность и любовь массового читателя повести получили в советские времена, когда произведения Пушкина, в том числе и «Смотритель», издавались миллионными тиражами с хвалебными рецензиями самых именитых писателей.
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.