Русская литература XVIII века
Между творениями первой и второй половин XVIII века проходит четкая граница, и произведения, созданные в начале века, сильно отличаются от последующих.
На западе уже развивались крупные литературные формы и шла подготовка к созданию жанра романа, а российские авторы еще переписывали жития святых и восхваляли правителей в неуклюжих громоздких стихотворениях. Жанровое разнообразие в российской литературе представлено скудно, она отстает от европейской литературы примерно на век.
Среди жанров русской литература начала XVIII века стоит назвать:
- Житийную литературу (истоки – церковная литература),
- Панегирическую литературу (тексты восхваления),
- Русские стихи (истоки – русские былины, сложенные в тоническом стихосложении).
Реформатором отечественной литературы считают Василия Тредиаковского, первого профессионального российского филолога, получившего образование на родине и закрепившего языковое и стилевое мастерство в Сорбонне.
Во-первых, Тредиаковский заставил современников читать, а последователей писать прозу – он создал массу переводов древнегреческих мифов и европейской литературы, созданной на этой классической основе, подкинув современникам-писателям тему для будущих произведений.
Во-вторых, Тредиаковский революционно отделил поэзию от прозы, разработал основные правила силлабо-тонического русского стихосложения, опираясь на опыт французской литературы.
Жанры литературы второй половины XVIII века:
- Драма (комедия, трагедия),
- Проза (сентиментальное путешествие, сентиментальная повесть, сентиментальные письма),
- Стихотворные формы (героические и эпические поэмы, оды, огромное разнообразие малых лирических форм)
Русские поэты и писатели XVIII века
Содержание:
Г.Р. Державин
Д.И. Фонвизин
А.Н. Радищев
Н.М. Карамзин
Гавриил Романович Державин
Гавриил Романович Державин занимает в российской литературе значительное место наряду с Д.И. Фонвизиным и М.В. Ломоносовым. Вместе с этими титанами русской литературы, он входит в блистательную плеяду основоположников русской классической литературы эпохи Просвещения, относящейся ко второй половине 18 века. В это время, во многом благодаря личному участию Екатерины Второй, в России стремительно развивается наука и искусство. Это время появления первых российских университетов, библиотек, театров публичных музеев и относительно независимой прессы, правда, очень относительной и на небольшой период, который закончился с появлением «Путешествия из Петербурга в Москву» А.П. Радищева. К этому времени, как назвал его Фамусов Грибоедова, «век золотой Екатерины», относится самый плодотворный период деятельности поэта.
Биография:
Гавриил Романович Державин: жизнь и творчество
Избранные стихотворения:
Денис Иванович Фонвизин
Пьеса Фонвизина – классический образец комедии с соблюдением традиционных правил создания пьес:
- Триединством времени, места и действия,
- Примитивной типизацией героев (классицизм предполагал отсутствие психологизма и глубины характера героя, поэтому они все делились либо на хороших и плохих, либо на умных и глупых)
Комедия была написана и поставлена в 1782 году. Прогрессивность Дениса Фонвизина как драматурга заключается в том, что в классической пьесе он объединил несколько проблематик (проблема семьи и воспитания, проблема образования, проблема социального неравенства) и создал не один конфликт (любовный конфликт и социально-политический). Юмор Фонвизина – не легкий, служащий исключительно для развлечения, а острый, направленный на высмеивание пороков. Таким образом, автор привнес в классическое произведение черты реалистического.
Биография:
Денис Иванович Фонвизин: жизнь и творчество
Избранное произведение:
Александр Николаевич Радищев
Время создания – 1790 год, жанр – путевой дневник, типичный для французских сентиментальных путешественников. Вот только путешествие оказалось наполненным не светлыми впечатлениями вояжа, а мрачными, трагическими красками, отчаянием и ужасом.
Александр Радищев издал «Путешествие» в домашней типографии, а цензор, видимо, прочитав заглавие книги, принял её за очередной сентиментальный дневник и выпустил без прочтения. Книга произвела эффект разорвавшейся бомбы: в форме разрозненных воспоминаний автор описал кошмарную действительность и быт людей, встречавшихся ему на каждой станции по пути следования из одной столицы в другую. Нищета, грязь, запредельная бедность, издевательства сильных над слабыми и безысходность – таковы оказались реалии современного Радищеву государства. Автор получил многолетнюю ссылку, а повесть запретили.
Повесть Радищева нетипична для чисто сентиментального произведения – вместо слез умиления и чарующих дорожных воспоминаний, так щедро рассыпаемых французскими и английскими сентиментализмы, тут нарисована абсолютно реальная и беспощадная жизненная картина.
Биография:
Александр Николаевич Радищев: жизнь и творчество
Избранное произведение:
Николай Михайлович Карамзин
Повесть «Бедная Лиза» – адаптированный европейский сюжет на русской почве. Созданная в 1792 году, повесть стала образцом сентиментальной литературы. Автор воспел культ чувствительности и чувственного человеческого начала, вложил в уста героев «внутренние монологи», раскрывающие их мысли. Психологизм, тонкая прорисовка характеров, большое внимание к внутреннему миру героев – типичное проявление сентиментальных черт.
Новаторство Николая Карамзина проявилось в оригинальном разрешении им любовного конфликта героини – русская читающая публика, привыкшая, в основном, к счастливому концу повестей, впервые получила удар в виде самоубийства главной героини. И в этой встрече с горькой жизненной правдой оказалось одно из основных достоинств повести.
Биография:
Николай Михайлович Карамзин: жизнь и творчество
Избранное произведение:
На пороге Золотого века русской литературы
Путь от классицизма до реализма Европа прошла за 200 лет, России пришлось поторопиться с освоением этого материала за 50-70 лет, постоянно нагоняя и учась на чужом примере. В то время как Европа уже читала реалистические повести, России предстояло освоить классицизм, и сентиментализм, чтобы перейти к созданию романтических произведений.
Золотой век русской литературы – время развития романтизма и реализма. Подготовка к появлению этих этапов у российских писателей прошла в ускоренном темпе, но самое важное, что было усвоено писателями 18 века – возможность возложить на литературу не только развлекательную функцию, но и воспитательную, критическую, нравственно-формирующую.
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.