Новокрестьянская поэзия
В русской литературе термин «новокрестьянская поэзия» неразрывно связан с эпохой Серебряного века (конец XIX и первая треть XX вв.). Его связывают с именами поэтов, вышедших преимущественно из народной среды (крестьянского происхождения). Все они опирались в своих произведениях на фольклорные традиции и приветствовали любовь к «малой Родине». Впервые термин стал употребляться в статьях литературных критиков В.Л. Львова-Рогачевского и И.И. Розанова с 1910 г.
Содержание:
Введение
(Представители новокрестьянской поэзии)
Новокрестьянской поэзии чужда городская «порочная» культура и преклонение перед всемогущим «железом». Поэты воспевали вековые народные обычаи, а также глубинные нравственные традиции. В произведениях можно встретить религиозный символизм, отсылки к христианским мотивам, упоминание языческих верований. Авторы зачастую обращаются к фольклорным образам, используют песенные мотивы. .
Судьба практически всех представителей поэтического направления после 30-го года сложилась трагически. Советские цензоры сочли идеализацию деревенской старины проявлением «кулацкого мировоззрения», что повлекло за собой репрессии. Интерес читателей и литературоведов к работам этих поэтов вернулся вместе с хрущевской «оттепелю» в 60-е гг., только усилившись в 80-е.
Новокрестьянские поэты
Принято выделять две группы:
В первую входят собственно Сергей Есенин, Николай Клюев, Сергей Клычков, Петр Орешин и Александр Ширяевец.
Во вторую – поэты, чье творчество созвучно идеям новокрестьянства: Павел Радимов, Алексей Ганин и Пимен Карпов.
Деление – условное, поскольку сами поэты не относили себя ни к одному официальному кружку, обществу или иному формированию. В 1915 г. ненадолго создавались литературные общества под названиями «Краса» и «Страда», но практически сразу они распались.
Сергей Есенин
Поэт родом из Рязанской губернии впервые опубликовал свое стихотворение «Береза» в 1914 г. Ему на тот момент было 19 лет. А уже в следующем году он читает свои произведения Блоку и Городецкому. На тот момент в его записях насчитывалось около 60 стихотворений и поэм. Первый его сборник стихов «Радуница» вышел в свет в 1916 г. и считается знаковым в литературном направлении новокрестьянской поэзии. В ранних произведениях Есенина лидируют образы революции и родины, а позднее пополняются христианскими и библейскими мотивами.
С первых же публикаций к поэту приходит шумный успех. Его охотно печатают, приглашают на литературные встречи. Начинания большевиков он встречает с большим воодушевлением, входит в боевую дружину левой партии эсеров, но постепенно начинает понимать: разруха и террор вокруг – это не временное явление и не случайное. В 1918 г. он примыкает к имажинистам. В начале 20-х годов в свет выходят сразу 4 его книги, в том числе «Москва кабацкая», а также поэма, посвященная Емельяну Пугачеву. Постепенно восторженные ноты поэзии Есенина сменяются мрачными, пугающими. В последних произведениях, написанных им после путешествий по стране и за границей, сквозит разочарование в советской власти. Смерть поэта в 1930 г. до сих пор не имеет однозначной оценки.
Подробнее: Сергей Есенин: жизнь и творчество
Николай Клюев
Поэт родился в 1884 г. в крестьянской семье, а в 1905-7 г. принимал активное участие в революционных событиях. Знакомство Клюева с Есениным состоялось на заре становления поэта, позднее часто называвшего его своим учителем. Первая публикация творчества Николая Клюева увидела свет в 1904 г., а к 1910 г. он уже являлся известным в литературных кругах автором. В 1915-16 гг. поэт выступал совместно с Есениным на публике со своими произведениями. Три сборника его стихов вышли в издательстве «Скифы» в 1920-22 гг. Дальнейшую судьбу поэзии Клюева уже нельзя назвать успешной, поскольку после 1922 г. его сборники изъяты из печати. Советская критика называла Клюева «идеологом кулачества».
Причину резкого осуждения цензорами своего творчества сам поэт видел в произведении «Погорельщина», воспринятое критиками, как пародию на коллективизацию. Стихи неоконченного поэтического цикла «Разруха» вошли в материалы уголовного дела против Клюева. В 1934 г. он был арестован, а в 1937 г. расстрелян. Посмертное издание стихов впервые произошло только в 1977 г.
Сергей Клычков
Крестьянский поэт родом из Тверской губернии, активный участник революции 1905 года, впервые опубликовал сборник стихов «Песни» в 1911 году. Через три года вышел второй сборник «Потаенный сад». После Октябрьской революции поэт тесно сотрудничает с Есениным, а также Орешиным и Белым и открывает вместе с ними издательство «Московская трудовая артель художников слова». Лирика Клычкова отражает впечатления поэта от военных действий Первой Мировой войны, повествует о разрушении русской деревни. Она пронизана мистицизмом, что роднит ее с произведениями Гоголя. Лейтмотив стихов – образ «одинокого странника». Чуждые революционности, но воспевающие традиционный мир крестьянства, его произведения были осуждены цензурой. В 1937 г. Сергея Клычкова расстреляли.
Петр Орешин
Поэтизирующий крестьянский быт и русскую природу писатель родился в 1887 г. в Саратовской губернии. Первые его работы прошли публикацию в 1911 г. в «Саратовском листке». А в 1913 г. он уже издается в Петербурге в «Вестнике Европы». За службу на фронте Петр Орешин награжден Георгиевским крестом (дважды). Положительную рецензию на сборник стихов «Зарево» в 1918 г. написал Сергей Есенин
В 20-х годах Петр Орешин ведет активную работу в печати, много публикуется, в Московском Пролеткульте по его инициативе создается целая секция для публикации крестьянских писателей. В 1922 г. поэт становится членом правления Всероссийского союза писателей. Знаменитый четырехтомник его стихов включает книги: «Ржаное солнце», «Солнечная плаха», «Родник» и «Откровенная лира». В прозе этого периода автор описывает быт деревни в реалистичной манере. Его позднейшие произведения пронизаны одновременно любовью к жизни, и разочарованием в политических реалиях того времени. Попытка реабилитироваться в глазах властей изданием урезанного сборника «Под счастливым небом» в 1937 г. не дала должного результата. В том же году поэт был арестован по обвинению в терроризме, а в начале 1938 г. расстрелян.
Александр Ширяевец
Советский критик С.С. Куняев называл Ширяевца «поэтом русского возрождения». Литературный псевдоним Александр Абрамов взял по названию родного села в Симбирской губернии, где родился в 1887 г. Свои стихи он отправляет для прочтения Сергею Есенину и встречает его одобрение. С 1915 г. между ними завязывается тесная дружба и переписка. Заочно поэт знакомится также с Клюевым и Клычковым. На тот момент все они публикуются в одних и тех же издательствах. И до, и после 1917 г. Ширяевец остается певцом родного Волжского края.
В 1921 г. поэт переезжает в Москву, где останавливается в Доме писателей. Поначалу вступает в пролеткультовское объединение «Кузница», но быстро выходит из него, так как его работы недостаточно «пролетарские». Песенная лирика в его стихах тесно переплетается с русским народным эпосом. Лучшим сборником считается «Раздолье», опубликованный в 1924 г. незадолго до смерти поэта. Душеприказчиком литературного наследия Александра Ширяевца назвал себя Сергей Есенин.
Новокрестьянское направление в литературе
Предшественниками «новокрестьян» считают Алексея Кольцова, Ивана Никитина, Ивана Сурикова – крестьянских поэтов XIX века. Само же новокрестьянское направление стало одной из предпосылок к появлению такого ключевого направления в поэзии Серебряного века, как имажинизм.
В своем развитии новокрестьянская поэзия последовательно переходит от восторженности к унынию и даже страху. Все это теснейшим образом связано с происходившими в стране событиями. Ожидания возрождения русской деревни, предшествовавшие Октябрьской революции, столкнулись вместо этого с всеобщей коллективизацией и раскулачиванием.
Конфликт пролетарского мировоззрения с «новокрестьянами» был очевиден и непреодолим. Пролетарские писатели и публицисты воспевали коллективизм, отрицая индивидуальность. В их представлении личность – лишь часть целого, причем вовсе не уникальная. Душа – вымысел, смехотворная категория. Крестьянские же поэты настаивали на том, что все беды людские в насильственном отрыве от природных корней. По их мнению, достаточно внимательно взглянуть, чтобы воочию увидеть отражение глубинных истоков русской культуры в бытовых мелочах, в укладе жизни крестьян, в наследии – фольклоре, традициях, культуре.
Трагическая судьба новокрестьянских поэтов надолго перечеркнула возможность для простых читателей услышать все то, что стремились они передать в своем творчестве. Вместе с тем, дальнейшая история показала: роль их в литературе оказалась столь значимой, что и сегодня интерес к стихам Есенина, Клюева, Орешина, Клычкова, Ширяевца не стихает, а их имена не забыты.
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.