Сочинение: "Женские образы в пьесах А.Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница"

Пукирев Прием приданногоСреди драматургов А.Н. Островский отличается от многих классиков русской литературы. У него нет него идеальных героинь, как, например Елена (роман "Накануне"), Ольга (роман "Обломов"), Островский реалистичен. Ни одного персонажа в его пьесах нет идеального.

Пестрая галерея женских образов в «Грозе», как и в других его драматических произведениях, реалистична и жизненна.

Ирина Зарубина в роли Варвары Кабановой из к/ф "Гроза", СССР, 1933

(Ирина Зарубина в роли Варвары Кабановой из к/ф "Гроза", СССР, 1933)

Первым персонажем, который представлен в пьесе, является Варвара Кабанова. Эта девушка – дочь Марфы. Будучи умной и хитрой, Варвара презирает устои Домостроя. Она пытается поступать по-своему. Ветреная, беззаботная субретка, уговаривает пойти на свидание с Борисом Катерину. Девушка считает что нужно поступать только так, как хочешь, но нельзя при этом сознаваться в грехах. Героиня не выступает открыто против жестокости порядков. Борется она за свою свободу, пользуясь ложью. А когда мать приказывает запереть дочь, Варвара убегает из дома с Кудряшом, стремясь начать жизнь иную, не основанную на патриархальных законах, проповедуемые ей матерью.

Фаина Шевченко в роли Кабанихи, 1934

(Фаина Шевченко в роли Кабанихи, драматическая постановка, 1934)

Второй, не менее яркий образ — купчиха Кабаниха. Марфа Кабанова, олицетворяет тиранию и жестокость, деспотизм в семье, которые присущи Калинову. Она считает сложившиеся в ее семье устои Домостроем. Осуждает невестку, поступающую не так, как предписывает закон. А когда Катерина сознается в своем проступке, жестокая купчиха ощущает себя счастливой от того, что у нее появилась причина постоянно унижать женщину, топча обостренное чувство свободы, привитое Катерине в родном доме. В конце пьесы старшая Кабанова остается в пустом доме одна. Дочь убежала с сердечным другом Кудряшом, презрев Домостроевские законы города. Даже любимый сын, который никогда не противоречил матери, отказался от нее. Ее мир и убеждения потерпели крах.

Кирюшина Галина Александровна в роли Катерины, Малый театр

(Кирюшина Галина Александровна в роли Катерины, сцена Малого театра)

Катерина – главная героиня пьесы. Именно ее душевные страдания наблюдают зрители на протяжении всей пьесы. Будучи искренней, чувствительной, молодая женщина детства жила в окружении любви и заботы родителей. Потому она выросла романтичной мечтательницей. Но девушка выходит замуж и оказывается в другом мире, который пропитан злобой и деспотизмом матери Тихона. Тихон во всем подчиняется маменьке. Жить так ей становится невыносимо, И тогда, решив что-то изменить, Катерина соглашается на уговоры Варвары и идет на свидание с Борисом. Она влюбляется в Бориса. Не сумев справиться с угрызениями совести, молодая женщина погибает, бросившись в воду. Перед смертью Катерина прилюдно кается в греховной любви к Борису. Она идет к обрыву потому, что не видит выхода.

Нина Алисова в роли Ларисы из к/ф "Бесприданница" 1936

(Нина Алисова в роли Ларисы из к/ф "Бесприданница" 1936)

Лариса из Пьесы «Бесприданница» схожа с Катериной по некоторым чертам характера и тем, что обе погибли. Лариса воспитывалась в неполной семье, мать во всем подчиняла девушку себе, решала важные вопросы сама. Именно по ее указанию Лариса должна была выйти замуж за нелюбимого человека.

Мать Ларисы, вдовая дворянка, считала, что нужно быть хитрой. Но без этого женщина выжить просто не смогла бы

Все женские образы в пьесах, выписаны реалистично. И несмотря на социальную зависимость, они играют главную роль в произведении. Именно их присутствие в произведении помогло раскрыть суть конфликта. Островский был против насильственных изменений в обществе, хотя и осуждает подобное. А образ Катерины показывает на назревший конфликт отсталых устоев, необходимость изменений в обществе.

Добавить комментарий

* Нажимая "Отправить" Вы подтверждаете согласие с политикой конфиденциальности.