Сочинение на тему: "Маленькие люди" в произведениях Ф.М. Достоевского

маленькие люди Достоевского

Мы привыкли к тому, что романы часто воспевают настоящих героев – людей, наделенных сильными чертами, выраженным характером, стремлениями и мечтами, людей, совершающих поступки. На этом и строится принцип литературы – показать нам героя в момент перелома его судьбы, момент, вскрывающий в нем его внутренние качества. Но есть ведь и такие герои, которые остаются незаметными, проживают маленькую, скучную серую жизнь – в романе или в самой жизни. И на фоне сильных личностей они выглядят скромными, тихими и неинтересными.

Вот такие «маленькие» герои впервые и появляются в произведениях Пушкина, а в дальнейшем детально вырисовываются в прозе Гоголя, Достоевского, Толстого. Будучи писателями-реалистами, они понимали, что изображение реальной жизни невозможно без изображения реальных персонажей, какими бы они не были.

Кадр из фильма "Белые ночи" 1959
(Кадр из фильма по роману Ф.М, Достоевского "Белые ночи", 1959)

А мир по большинству и населен «маленькими» людьми – они не отличаются ни силой характера, ни способностями, они бедны, часто унижены и оскорблены, часто прозябающие, но абсолютно безобидные. И Достоевский, певец человеческой личности, напоминает каждым образом «маленького человека» о том, что обычный человек достоин уважения, сочувствия и внимания не менее, чем выдающийся герой.

Первые же произведения Ф.М. Достоевского – «Белые ночи», «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные» – посвящены теме одиночества «маленького человека» в большом городе.

Сцена из спектакля "Бедные люди" Театр Юных Зрителей имени А.А. Брянцева, Санкт-Петербург
(Сцена из спектакля "Бедные люди" Театр Юных Зрителей имени А.А. Брянцева, Санкт-Петербург)

Главный герой повести «Бедные люди», Макар Девушкин, обитатель «Ноева ковчега» - типичного петербургского дома, населенного, словно муравьями, такими же как он – бедными обитателями комнат и комнаток. Бедность, нищета, нахождение на низших иерархических ступенях – все это видится Девушкиным как неизбежность, мудрый промысел высших сил. Поэтому герой живет смиренно и незаметно, ни к чему не стремится, более 30 лет служит на такой же незаметной службе, и, хотя еще не стар, считает себя «маленьким», отжившим и древним.

Единственный свет в окошке (в переносном и буквальном смыслах) для Девушкина – его возлюбленная Варенька, с которой он переписывается и проблемы которой решает. Варенька живет напротив, и одно её появление в окне озаряет жизнь Девушкина тихой радостью. Заботы Девушкина помогают ей устроить свою жизнь, и она выход замуж, исчезая из жизни главного героя.

Спектакль "Преступление и наказание" в постановке Владимира Уварова
(Спектакль "Преступление и наказание" в постановке Владимира Уварова)

Тема «маленького человека» развита в других более знаменитых произведениях писателя, в частности, в романе «Преступление и наказание», герой которого, Родион Раскольников – вовсе не бездействующий, а активный «маленький человек». Убогое, полуголодное существование, жизнь в комнате похожей на гроб, озлобленность и одиночество рождают в его голове мысль о том, что можно переступить через человечность и добыть денег путем ограбления и даже убийства. Сестра Раскольникова также, как типичный «маленький» герой, должна вступить в брак по расчету, на пути его только и попадаются «маленькие люди» - добрые, бедные пьяницы, разорившиеся и вынужденные опуститься, Соня Мармеладова, выбравшей путь, хоть и поневоле, легкого поведения. И город вокруг – враждебный, мертвый, неласковый, улицы его выдают только мрак и холод, только мерзость и отвратительные картины.

Все эти люди – герои, которых жизнь поставила на путь выживания, но глубоко человечные и сострадательные. Убийство и добытые деньги не принесли Раскольникову статус «право имеющего» человека, только разочарования и бесконечную моральную тяжесть. Зато в мире «тварей дрожащих», помимо жестокости, еще есть любовь и сострадание – это заставляет поверить в то, что общество небезнадежно, и в первую очередь, благодаря таким вот «маленьким» героям, способным любить.

Всемирная литература часто задает вопрос: что важнее в человеке, разум или чувства? Достоевский утверждает, что для того, чтобы быть личностью, мало быть умным, необходимо быть и добрым, и порой доброта человеческого сердца оказывается куда важнее его мыслительных способностей.  «Маленькие» герои Достоевского – те, чьи характеры выписаны с величайшей психологичностью: они способны на глубочайшие чувства с тончайшими оттенками, а значит заслуживают признания у общества.


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.