Урок-конспект по литературе: "А. А. Блок. Летний вечер" (6 класс)

\

Тема: А. А. Блок "Летний вечер"

Цели:

  • повторить пройденный материал о жизни и творчестве поэта;
  • познакомится с новым стихотворением Блока;
  • учить анализировать поэтические строки;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • воспитывать чувство прекрасного, любви к родному краю.

Планируемые задачи:

  • учащиеся должны уметь находить в стихотворении тропы, определять ритм, размер, узнавать рифму;
  • развивать навыки выразительного чтения.

Оборудование: мини-тест по биографии поэта, репродукции картин, музыкальная запись П. Чайковский "Времена года. Август", портрет А. Блока

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Сегодня мы познакомимся с великолепным стихотворением А. Блока "Летний вечер". Давайте вспомним, что вы знаете о жизни и творчестве поэта?

Устное мини-тестирование. На все вопросы два варианта ответа:

А) верно Б) неверно

Вопросы:

• А. Блок родился в 1880 году.

• Детство поэта прошло в селе Константиново.

• Отец Блока был профессором, а мать – писательницей.

• Образование будущий поэт получил в Петербургском университете.

• Его дед, профессор Д. Бекетов дружил с выдающимся химиком Д. Менделеевым.

• А. Блок начал писать стихи в 16 лет.

• В детстве будущий поэт выпускал рукописный журнал.

• Первый поэтический сборник Блока называется "Стихи о прекрасной даме".

• Блок называл себя "последним поэтом деревни".

Взаимопроверка учащихся.

Итог тестирования: Перечислите основные темы творчества А. Блока. (любовь, роль поэта, родина, красота родной природы)

3. Подготовка к восприятию новой темы

«Многие из нас любуются природой,
но не многие принимают её к сердцу,

и даже тем, кто её принимает,
не часто удаётся так сойтись с природой,
чтобы почувствовать в ней свою душу».
М. М. Пришвин

Прочитайте внимательно эпитет, который я подобрала к сегодняшнему уроку. Объясните, как вы понимаете эти слова?

• Среди тех, кто воспринимает природу сердцем – немало поэтов, художников, музыкантов. Они посвящают природе свои произведения. И одно из самых ярких времен года – лето. Какой буйство красок дарит нам эта пора: изумрудную зелень и радужный ковер цветов, алые гроздья вишен в саду и пестрые горы фруктов.

Репродукции картин: И. Левитан "Летний вечер. Река", Б. Щербаков "Разнотравье донское", А. Пластов "Сенокос".

Перечислите краски лета. Как художникам удалось передать настроение?

• А теперь послушайте, как звучит лето в музыке. Запись музыкальной композиции П. И. Чайковского "Времена года. Август"

Какие звуки вам слышаться? Какое настроение удалось передать композитору? Объясните свое мнение.

4. Первичное знакомство с текстом произведения

У всех творческих личностей есть свои инструменты для передачи мысли и чувств. У художника – это кисти и краски, у музыкантов – звуки, а у поэтов – слова.

Прочитайте стихотворение "Летний вечер". Какое настроение охватывает вас? Почему?

5. Анализ стихотворения

Разберемся, какие средства выразительности использует автор.

А) Беседа с учащимися

• Какое время года рисует поэт? (лето)

• Как вам кажется, какой месяц лета запечатлен в стихотворении? (Конец июля, август)

• Объясните свой выбор (рожь уже сжали)

• Перечислите приметы вечера (последние лучи заката, засыпающее поле, вечерняя тишина, диск луны, навстречу ночи)

• Одно из самых выразительных средств поэтической речи – эпитеты. Найдите в тексте цветовые эпитеты. Какие чувства будят в вас эти цвета? (Розовый, но больше красного. Вызывает чувство тревоги)

• В каких строках чувство тревоги особенно заметно? (И замирает песня жницы среди вечерней тишины)

• Почему автор передает нам чувство тревоги? (день кончается, а вместе с ним уходит и лето. Впереди – осень)

• Прочтите внимательно последнюю строфу. Меняется ли настроение? (Да. Появляется ощущение радости, полета, свободы)

• Как называется такой прием? (Антитеза)

Б) Лексический анализ

Есть ли в тексте слова, значение который вам непонятно?

Межа, жницы.

В) Заполнение таблицы

Эпитеты:

Метафоры:

Сравнения:

Размер стихотворения:

Рифма:

6. Эстетическое восприятие художественного текста

• Прослушайте стихотворение еще раз. Как вам кажется, какая картина из тех, что вы рассматривали раньше, больше всего подходит к этому произведению? Объясните свой выбор.

• Придумайте дополнительные эпитеты и метафоры к созданной картине.

7. Выразительное чтение стихотворения

8. Рефлексия

• Что нового вы сегодня узнали о творчестве А. Блока?

• Отвечает ли эпитет урока заявленной теме?

• Опишите свое настроение, которое осталось после прочтения стихотворения.

9. Выставление оценок и домашнее задание

1) Выучить стихотворение "Летний вечер" наизусть.

2) Нарисуйте пейзажную зарисовку по мотивам стихотворения.


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.