Урок-конспект по литературе: "И. А. Бунин. Листопад" (4 класс)

Цели урока:

1. Образовательные: формирование навыка и умения анализировать стихотворные произведения, соотнесение словарных и визуальных образов, постепенное усложнение восприятия стихотворений (от приятной рифмы к пониманию стилистических тонкостей), совершенствование выразительного чтения и обогащение словарного запаса.

2. Воспитательные: на примере стихотворного произведения воспитывать умение распознавать красоту в том, что окружает детей ежедневно, прививать любовь к природе и бережное к ней отношение.

3. Развивающие: стимулировать развитие чувственного восприятия, воображения, умения рассуждать; развивать красивую, правильную речь и индивидуальные таланты учеников.

Требуемое оборудование: доска, учебники, мультимедийные средства (звукозаписи, репродукции картин в цифровом виде).

Ход урока

1. Организационный момент

Для погружения учащихся в атмосферу и формирования правильного настроения учитель включает музыкальную композицию «Октябрь» из «Времен года» Чайковского. Учитель рассказывает, что музыка носит «осеннее» название, и ассоциировал ее великий русский композитор именно с октябрем. После окончания прослушивания ученики делятся впечатлениями.

Затем учитель демонстрирует репродукции картин Левитана и Поленова «Золотая осень», просит учащихся описать, что они видят. И, подытожив предварительную работу словами о том, что изобразить красоту осенней природы можно не только с помощью музыки или красок, переходит к теме урока.

2. Тема и цель

Учитель озвучивает, что темой сегодняшнего занятия будет изучение русской природы, описанной одним из талантливейших русских литераторов — Иваном Буниным — в стихотворении «Листопад». Но перед тем, как изучить новый материал, необходимо проверить домашнее задание.

3. Проверка домашней работы

Учитель проводит опрос нескольких учащихся, спрашивая заданный накануне материал.

4. Работа над стихотворением

1) Вступление

Преподаватель рассказывает о том, кто такой И.А. Бунин, чем он знаменит, насколько велик его вклад в русскую литературу. Отмечает, что литератор был талантлив и создавал как прозаические, так и стихотворные произведения, и значительное место в его творчестве занимала Россия и русская природа. Учитель, не читая произведения, предлагает ученикам порассуждать, о чем пойдет в нем речь. Ученики должны вспомнить название стиха, соотнести его с музыкой и картинами, продемонстрированными им в начале урока, предположить, что произведение — об осени.

2) Чтение произведения

Учитель читает текст стихотворения самостоятельно. Или же ученики озвучивают его вслух.

(Читать: Стихотворение И. А. Бунина "Листопад")

3) Первые впечатления

Учитель проводит первичный опрос, выясняя уровень понимания стиха. Спрашивает, кто из учащихся хотел бы побывать в лесу, который так красиво описывает поэт, какие чувства возникли у школьников в процессе чтения стихотворения.

4) Повторное чтение и анализ стихотворения

Преподаватель предлагает самостоятельно прочитать текст «Листопада» еще раз и лучше разобраться в нем. Ученики должны проанализировать 1-ю часть, изучив картину осеннего леса, рисуемую Буниным, и рассказать, каким он изобразил лес. Необходимо найти в тексте слова, способствующие описанию буйства красок в осеннем лесу (багряный, лазурь, золотой, лиловый).

Слова нужно выписать в тетрадь, незнакомые (багряный — красный, лазурь — голубое небо, лиловый — фиолетовый) найти в словаре или с помощью Интернет-справочников, записать их значение.

Учитель должен обратить внимание занимающихся на то, что Бунин использовал очень яркие краски для описания леса, ведь в стандартной палитре таких цветов нет. Объясните, почему поэту понадобились необычные слова? (Верный ответ: потому что для описания красивого осеннего леса просто слова «красный» или «голубой» не хватает.)

О каком качестве самого Бунина свидетельствует такое ясное и красочное описание? О внимательности и наблюдательности.

Учитель рассказывает, что в художественной литературе слова, обозначающие описательный признак предмета, называются эпитетами, и предлагает ученикам найти другие эпитеты в первой части стиха.

Продолжая изучение изобразительно-выразительных средств, учитель обращает внимание ребят на то, что Бунин сравнивает лес с теремом (точно терем расписной). Рассказывает о художественном приеме «сравнение» и с помощью интерактивной доски демонстрирует красивейшие старорусские терема.

4.1) Перерыв на физкультминутку

4.2) После короткого перерыва учитель возвращается ко второй части стихотворения, просит найти эпитеты и сравнения здесь, описать, что изменилось. Как учащиеся понимают строчку «...и осень тихою вдовой»? Что за прием используется? Ученикам рассказывается об олицетворении.

Что показывает Бунин в этой части? Скоротечность красоты, конечность осеннего периода, близость зимы, которая изменит все.

Учитель просит определить настроение, владевшее поэтом (грусть), сформулировать главную особенность леса (тишина). Единственный звук, нарушающий тишину — это шуршанье листиков.

Ученики должны прочитать строку «что можно в этой тишине расслышать листика шуршанье» вслух, после чего учитель рассказывает им еще об одном литературном приеме — аллитерации.

5. Работа над выразительностью

Ученики разбиваются на пары и читают стихотворение вслух, соблюдая в первой части более веселое, а во второй — грустное и спокойное настроение.

6. Окончание урока, заключительное слово предподавателя

Учитель резюмирует весь новый материал, пройденный учениками сегодня, подытоживает опыт изучения русской природы через стихотворения, дает домашнее задание.