Урок-конспект по литературе: "Ф. И. Тютчев. Зима недаром злится" (2 класс)
Тема: Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится».
Цель: познакомить учащихся с биографией и творчеством Ф. И. Тютчева; вспомнить главные отличительные особенности зимы и весны; развивать речь; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Оборудование: портрет поэта; выставка книг с произведениями Тютчева.
План урока
- Орг. момент.
- Речевая разминка.
- Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
- Сообщение темы урока.
- Новый материал.
- Физминутка.
- Самостоятельная работа.
- Итог урока. Комментирование оценок
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2. Речевая разминка.
Учим чистоговорку (сначала учитель читает вслух, затем дети повторяют ее хором).
На – на – на – наконец пришла весна.
Ло – ло – ло – на улице тепло.
Ка – ка – ка – разлилась наша река.
Ель – ель – ель – с крыши капает капель.
Чьи – чьи – чьи – на улице ручьи.
Ождь – ождь – ождь – льет весенний дождь.
3. Проверка домашнего задания.
Повторение пройденного материала на предыдущем уроке.
4. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией Ф. И. Тютчева иего произведением «Зима недаром злится». Выясним, как поэт представлял себе зиму и весну.
5. Новый материал
Для начала познакомимся с биографией поэта (на доске висит портрет). Родился Ф. И. Тютчев 5 декабря 1803 года в старинной дворянской семье, в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Первое образование получил в домашних условиях под руководством поэта Семёна Раича. Затем учился в Московском университете, после работал в русском посольстве в Мюнхене. Службу провёл в Турине. Благодаря своим путешествиям, его творчество насчитывает сотни произведений, в которых он описывает интересные события. Свои первые стихи начал писать уже в 15 лет. Благодаря знакомству с А. С. Пушкиным его стихи печатали в известных журналах. А в 1850 году вышел его первый сборник стихотворений. В 1858 году он назначен председателем комитета иностранной цензуры. Умер он 15 июля 1873 года в Царском Селе, похоронен в Петербурге.
Учитель предлагает детям на перемене познакомиться с выставкой книг с произведениями Ф. И. Тютчева.
Работа над стихотворением (учитель читает его наизусть).
Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.
Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.
Словарная работа (слова написаны на доске).
- нудит
- трезвон
- пуще
- наперекор
- Какие времена года встречаются в стихотворении?
- Как охарактеризовал их поэт?
- Какие отношения между зимой и весной?
- Как вы думаете, мог ли быть другой итог борьбы?
- На чьей стороне автор?
- Почему автор название времён года пишет с большой буквы?
(Картина Крымова "Зимний вечер")
Подготовка к выразительному чтению (ищем паузы, ставим логическое ударение, определяем темп чтения, тон).
- Сколько строф в стихотворении? (пять)
- Сколько продолжительных пауз? (четыре)
1 строфа
Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
- Почему Зима злится?
- Подберите синонимы к слову «недаром» (Не зря, не напрасно).
- Прочтите 2 последние строки, объясните, как вы их понимаете. (Весенняя пора совсем близко).
- Какие слова главные в этой части? (Недаром, прошла, Весна, гонит).
2 строфа
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
- Назовите признаки весны, описанные автором.
- Объясните смысл высказываний «все засуетилось", "все нудит"
- Что подразумевает автор под словом «все»? (Солнце, ручьи, с крыш капель, птицы)
- Какие слова главные? (Засуетилось, нудит, жаворонки)
- Обратите внимание на последние две строки, в них очень часто встречаются звонкие звуки «ж, в, н, б», именно они позволяют нам услышать пение птиц.
3 строфа
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
- Прочтите слова, передающие настроение Зимы и Весны (хлопочет, ворчит, хохочет, шумит).
- Как вы считаете, на какие слова падает логическое ударение?
- А как шумит Весна? (Ручьями, шумом ветерка, птичьим криком).
- Подберите синоним к слову пуще? (Сильнее)
4 и 5 строфы дети читают самостоятельно.
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.
Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.
- Прочтите слова, доказывающие противостояние Зимы. (Взбесилась, пустила убегая).
- Как поэт называет Зиму? Весну?
- Как отреагировала Весна на проказы Зимы?
- Синоним к слову "наперекор"? (Назло)
- Какие слова надо выделять голосом?
- Каким тоном читать стихотворение? (Бодро)
- Почему Весна - молодая девушка, а Зима-старушка?
6. Физкультминутка
Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп (хлопки над головой)
Мы топаем ногами, топ, топ (высоко поднимаем колени)
Качаем головой (головой вперед назад подвигать)
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем (руки поднять, опустить)
Мы низко приседаем и прямо мы встаем (присесть и подпрыгнуть)
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем- в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся
Ноги вместе. ноги врозь.
Подготовка к выразительному чтению.
- Прежде чем начать стихотворение, представьте себе образ главных героинь.
Чтение стихотворения учащимися вслух четверостишьями, по очереди.
7. Самостоятельная работа.
Выписать в тетрадь слова-действия, характеризующие зиму и весну (работа по вариантам). Проверка.
8. Итог урока.
- С каким произведением познакомились?
- Кто автор этого стихотворения?
- О каких изменениях в природе мы узнали?
- Что ещё нового узнали?
Оценить учащихся.
9. Домашнее задание.
Выучить стих наизусть. В тетради изобразить понравившегося героя из стихотворения.
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.