Урок-конспект по теме: "Старинные весенние праздники"

Юон Весенний солнечный день

Задачи урока:

  • Сообщить детям об основных старинных народных весенних праздниках
  • Провести смысловые параллели между сутью праздников и природой, особенностями весеннего времени года;
  • Дать детям новые знания исторической культуре и обычаях русского народа;
  • Развивать творческий и ассоциативный подход к анализу информации;
  • Научить учащихся вести самостоятельную исследовательскую работу по интересующему предмету (в данном случае – старинным весенним праздникам).

Планируемые результаты:

  • Закрепление изученного материала в памяти детей с помощью игрового и творческого метода;
  • Сформирование понятия у учащихся о старинных весенних праздниках, которые традиционно отмечаются русским народом.

Оборудование:

  • Красочные фотографии основных традиционных моментов из старинных весенних праздников (масленица – блины, конкурсы… Пасха – крашанки… И так далее. Все что желаете продемонстрировать. Тут есть место для вашей фантазии и творческого подхода.);
  • Проектор или любое другое средство для демонстрации изображений.

Предварительная работа

  • Детям принести на урок картонки размером 10х15 см и цветные карандаши.

Ход урока

Учитель: «Здравствуйте, дети! Вы любите праздники? Какие весенние праздники вы знаете? Какие из них вы любите больше всех?»

Учитель: «Среди всех весенних праздников традиционно отмечаемыми в России с давних давен есть следующие старинные весенние праздники:

  • Масленица
  • Встреча птиц (в день весеннего равноденствия)
  • Вербное воскресенье
  • Пасха
  • Красная горка»

Вместе с рассказом о каждом из праздников учитель демонстрирует на проекторе или любом другом средстве показа соответствующие изображения.

Масленица

Кустодиев Масленица

Учитель: «Что вы знаете о таком старинном весеннем празднике – Масленице? Что делают в этот день и с чем он связан? Какие у вас ассоциации, связанные с этим праздником, возникают?»

Учитель: «У каждого народа смена зимы весной сопровождается ликованием, празднествами. У русского народа есть собственный такой праздник – Масленица. Блины, оладушки, сырники, пироги, пышки и множество других сдобных снедей – все это дарит нам этот праздник. Есть обряд: тот, кто первый возьмет блин из стопки – должен позвать весну. В этот день обязательно палили костры, палили чучела зимы. Есть традиция Прощеного воскресенья – когда все просили друг у друга прощения, крестники в этот день ходят в гости к крестным отцу и матери.»

Встреча птиц

Учитель: «Весеннее равноденствие знаменательно праздником Сороки (православное название – Сорока мучеников). Говорят, что в этот день из-за моря прилетают 40 птиц. В этот день пекли или отливали из вкусностей фигурки птиц. Эти фигурки ели и призывали птичек, радовались приходу весны. Выпекали хрупкое и изящное печенье в этот праздник – тетерки, а сам день также называли тетерочным.»

Вербное воскресенье

Учитель: «За одну неделю до праздника Пасхи отмечают на выходных Вербное воскресенье. В этот большой праздник посещали люди вербный базар. Покупали они там красиво украшенные веточки вербы, сладости, разные пестрые безделушки и полезные красивые вещи. До сих пор сохранился обычай немного шлепнуть освященной вербной веточкой ребенка в семье для того, чтобы был здоровый.»

Пасха

Учитель: «Ну, Пасху то все знают! Самый большой христианский праздник, который сопровождается исполнением множества ритуалов и обрядов. Крестный ход, полуночница, встреча восхода солнца, раскраска крашанок, состязание в том, чья крашанка крепче… Все эти обряды и традиции – это дань вере, природе, жизни.»

Красная горка

Учитель: «После Пасхи русский народ начинал гулянья, игры и хороводы. Все они вместе назывались – Красная горка. Много из обрядов Красной горки посвящены весеннему солнцу.»

Физкультминутка 

Закрепление материала

Учитель: «Что же нового мы узнали сегодня? Какой праздник из тех, которые мы рассмотрели сегодня, вам больше всех пришелся по душе? Почему?»

Учитель: «А сейчас возьмите картонки и карандаши, которые вы принесли на урок, и нарисуйте открытку-поздравление с понравившимся вам русским старинным весенним праздником. Открытку вы должны будете отдать вашему соседу, поэтому сделайте ее такой, чтобы она ему или ей понравилась. Для открытки используйте символику или примечательные выбранному вами празднику элементы.»

Учитель: «Старинные весенние народные праздники отражают любовь к пробуждению природы, ее торжеству, радость от подаренного весенним солнцем тепла.»

Домашнее задание

Нарисуйте или подберите на 1 а4 листе изображения любимого вами народного весеннего праздника.

Рекомендации для занятий в семье

Помогите детям выбрать рисунки и изображения по тематике.


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.