Урок-конспект по теме: "Живая и неживая природа"
Тема: Живая и неживая природа.
Цель: научить детей различать живую и неживую природу.
Задачи:
- Показать различия между естественными объектами и искусственными.
- Объяснить неразрывную связь человечества и окружающей его среды.
- Сформировать умение исследовать окружающий мир доступными способами (наблюдение, опыт, сравнение, классификация).
- Развить навык выявления и установки причинно-следственных связей в окружающем мире.
- Воспитать бережное и уважительное отношение к окружающему природному и животному миру.
Этапы урока:
- Организационный момент (чтение стихотворения-эпиграфа).
- Введение в тему, постановка проблемы.
- Игровой момент: совместное открытие «новых» знаний.
- Физкультминутка.
- Продолжение разработки темы.
- Самостоятельное обобщение полученных знаний.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент
В качестве эпиграфа могут быть прочтены следующие стихотворения:
- Л. Дайнеко «Вот на земле огромный дом».
- В. Калачёв «А Природа не бывает неживой!»
- Н. Бугаенко «Не ходи с рогаткой, Колька».
- О. Романенко «Земля страдает».
- О. Романенко «Красота».
- Е. Килиптари «Радуюсь утру. Радуюсь солнцу».
2. Введение в тему, постановка проблемы
Учитель задаёт вопросы, подводящие к основной теме:
Что такое природа? (ученики высказывают предположения, называют конкретные объекты)
Что не является природой? (всё, что сделано руками человека)
Считается ли природой автомобиль/многоэтажное здание/домик в деревне?
Можно ли назвать природой домашних животных: корову, лошадь, собаку и т.д.?
Далее учитель раздаёт карточки с наименованиями различных объектов. Ученики присваивают объектам значение «Природный» или «неприродный». Проверка осуществляется общая (например, по рядам).
Педагог делает краткий вывод: живая природа – это то, что существовало и может существовать без человеческого вмешательства, остальные объекты являются неживой природой.
3. Игровой момент
Учитель может предложить детям карточки с загадками. Например:
Летают, но нет крыльев,
Бегут, но нет ног,
Плывут, но нет парусов (Облака)
*
Не вода, не суша:
На лодке не уплывешь,
И ногами не пройдешь (Болото)
*
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять (Вода) и подобные.
Альтернативный вариант игрового момента: ученики должны придумать краткие сравнения природных объектов и с неприродными. Учитель даёт первоначальную установку, т.е. пример:
Подводная лодку похожа на кита,
А вертолёт – на стрекозу.
Задача учеников – продолжить ряд. Выполнять упражнение лучше по цепочке.
4. Физкультминутка
Может выполняться в разных формах:
- ученики приседают или прыгают, на нечётное приседание или прыжок каждый из них должен назвать один живой предмет, на чётное – неживой;
- дети выполняют физические упражнения, не связанные с темой урока, по стихотворениям («А в лесу растёт черника», «Аист», «А часы идут, идут» и т.п.);
- если урок проводится на улице, можно провести более активное занятие с мячом: дети бросают друг другу мя, называя окружающие их предметы – если объект искусственный, мяч нужно отбить, а если природный – поймать.
5. Продолжение разработки темы
Включает в себя игровой момент. Ученики делятся на три группы, каждой группе даётся один кроссворд на тему «Живая и неживая природа». Это воспитывает навык командной работы, а игровая подоплёка способствует бо́льшей усвояемости знаний.
После разгадывания кроссвордов и сверки ответов учитель показывает детям карточки с изображением разных объектов (животных, деревьев, машин, построек и т.п.), задавая ученикам два вопроса:
Живой или неживой объект нарисован на карточке?
Почему он является живым или неживым?
Далее педагог ставит обобщающий вопрос:
Чем отличаются объекты живой природы от искусственных предметов?
В качестве дополнительного закрепления темы снова используется игровая форма. Ученики встают, учитель произносит слова, обозначающие предметы живой и неживой природы, а дети стоят на месте, если объект искусственный, и двигаются, если объект природный.
Далее учитель задаёт вопрос:
Человек относится к живой или неживой природе? (человек одновременно является частью окружающего природного мира и двигателем миру искусственного)
Педагог объясняет ученикам, как важно беречь природу и уважительно к ней относиться, что люди и окружающий мир взаимосвязаны: без природы не будет человечества.
6. Самостоятельное обобщение полученных знаний
Для стимуляции творческих и умственных процессов учитель задаёт вопрос:
Что будет с человечеством, если исчезнут растения и животные?
Дети высказывают догадки, педагог подтверждает их или опровергает. Далее учитель просит учеников самостоятельно сформулировать вывод по уроку:
Что вы сегодня узнали и чему научились?
С какими трудностями вам пришлось столкнуться?
Кратко каждый ребёнок озвучивает своё мнение об уроке и рассказывает о проблемах, если они появились. Вывод можно попросить записать в тетрадь.
7. Домашнее задание
Даётся в творческой форме. Доступны множественные варианты:
- нарисовать в тетрадях схему о взаимосвязи живого и искусственного миров;
- в течение недели зарисовывать в особую тетрадь объекты живой/неживой природы, которые встречаются на улице;
- придумать загадки на определение живых и искусственных объектов, озвучить их в начале следующего урока;
- написать сочинение на тему «Связь человека с окружающим миром» и т.п.
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.