Урок-конспект по теме: "Осень в картинах русских художников"

Поленов Золотая осень

Цель урока:

  • - Воспитать в детей эстетическое восприятие действительности;
  • - Развить воображение;
  • - Научить детей сравнивать, оценивать, анализировать;
  • - Развить у детей любовь к прекрасному;
  • - Подтолкнуть детей к поиску, исследованию;
  • - Уметь доказывать свое мнение.

Оборудование урока:

  • - Выставка портретов русских художников;
  • - Выставка картин русских художников;
  • - Аудиозапись музыки – вальс Вивальди «Времена года»;
  • - Аудиозапись стихотворения Ивана Бунина «Лес точно терем расписной»;
  • - Листки на парте формата А4, карандаши.

Планируемые результаты:

Привить чувство правильных культурных предпочтений, хорошего вкуса. Развивать эрудицию.

Рекомендуемые картины для анализа:

  • В. Поленов. Золотая осень. 1893;
  • И. Левитан. Золотая осень. 1895;
  • И. Шишкин. Золотая осень. 1888;
  • И. Остроухов. Золотая осень. 1887;
  • С. Андрияка. Золотая осень. 1985;
  • С. Герасимов. Золотая осень. 1956;
  • С. Петров. Золотая осень. 1997;
  • Ю. Клевер. Осенний парк. 1898;
  • Г. Мясоедов. Осеннее утро. 1893;
  • А. Осипов. Осень в Сокольниках. 1947;
  • А. Саврасов. Осень. 1871;
  • И. Шишкин. Осень. 1892;
  • В. Коркодым. Золото осени;
  • И. Левитан. Осень;
  • Г. Мясоедов. Осенний пейзаж;
  • Е. Волков. Золотая осень. Тихая речка;
  • А. Киселев. Осень. Ветреный день. 1903;
  • + другие на выбор учителя.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний:

Учитель:

  • «Дети, давайте вспомним, - какие времена года мы знаем?»
  • «После какого времени года наступает осень?»
  • «Какие изменения происходят в природе осенью?»
  • «Чем нравится и чем не нравится вам осень?»

Дети высказываются, отвечают.

3.Тема урока - Осень в картинах русских художников

Учитель:

  • «Итак, дети, давайте послушаем аудиозапись И.Бунина «Лес точно терем расписной»».

Дети слушают.

Учитель:

  • «Видите, как художественно осень описал поэт. Мы с вами сегодня будем знакомиться с художниками, которые рисовали осень.»
  • «Понравилось ли вам стихотворение? Знаете ли вы другие стихи или песни про осень?»
  • «Как вы думамете, - есть ли связь между художниками и поэтами, которые рисовали осень?»

Дети отвечают.

Учитель:

  • «Правильно, и художники и поэти осень воспримимают чувственно, эмоционально. Они передают нам свое впечатление: одни кистью на холсте, другие пером на бумаге. Осень рисовали такие известные художники: Бродский, Шишкин, Жуковский, Герасимов, Поленов, Левитан…»

Учитель показывает портреты художников, их картины.

1 картина

Учитель:

  • «Дети, все картины о природе называются – пейзажами.»

Учитель тихо включает запись Вивальди «Времена года»

  • "Самая известная русская картина, на которой изображена осень – это картина Левитана – «Золотая осень»».

Учитель еще раз показывает портрет художника и его картину.

  • «Посмотрите на эту картину»

Вопросы о картине:

  • «Что вы видите на этой картине?»
  • «Какие краски использовал художник?»
  • «Какие признаки осени читаются на этой картине?»

Учитель:

  • «Правильно дети, Левитан передал и осеннее небо, и глубокую синеву реки, которая бывает осенью, и золото уходящего лета, и тихую грусть осеннего дня. Смотришь на картину и ощущаешь тепло осеннего погожего дня. Слышишь, как шуршат золотые листья на березках, тихое течение реки. Все в движении,- и даже время.»
  • «Дети, а все ли деревья золотые?»
  • «Вспомните какими красками окрашен весенний лес?»

2 картина

Учитель:

  • «А теперь, ребята, мы познакомимся еще с одной известной картиной «Осенний пейзаж. Парк в Павловске» Шишкина»

Вопросы о картине:

  • «Что вы видите на этой картине?»
  • «Какие краски использовал художник?»

Учитель:

  • «Правильно, ребята, здесь осень другая – более поздняя. Небо здесь серое, затянутое тучами. Опустевший, поредевший парк. Потемневшая от дождей листва. В пруду остывшая вода.»
  • «Видите, ребята, у каждого художника своя осень. Она разная. У каждого из них она вызывает разные чувства. Поэтому каждый художник использует свои линии, цвета, светотени, свои краски.»

Развивающее упражнение

  • «Возьмите, ребята, лист и карандаши и нарисуйте осень такую, какой ее представляете себе ее вы.»

Вопросы:

  • «Какие краски вы будете использовать? Почему?»
  • «Почему вы нарисовали именно это?»
  • «Хотели бы вы уметь рисовать, как настоящий художник?»

Учитель:

  • «Можно подытожить, что осень рчень красочная пора. Осень – она сама как художник, разрисовывает всю природу в свои цвета.»

Домашнее задание

Задание по рядам:

  • 1 ряд. Проанализируйте картину В.Поленова «Золотая осень»
  • 2 ряд. Проанализируйте картину И.Левитана «Осень. Дорога в деревню»
  • 3 ряд. Проанализировать картину Герасимова «Дары осени»

Добавить комментарий

* Нажимая "Отправить" Вы подтверждаете согласие с политикой конфиденциальности.