Урок-конспект по картине И. И. Левитана "Золотая осень"
Тема урока: Картина художника И. И. Левитана "Золотая осень".
Основные цели и задачи: Научить описывать пейзаж картины, понимание композиции, обращать внимание на настроение, замечать детали произведения, сформировать у учеников чувства прекрасного, а также подготовка к написанию сочинения по картине.
План урока:
- Определение темы и целей урока
- Знакомство с художником и картиной
- Описание пейзажа и анализ композиции
- Подготовка к сочинению
Оборудование:
- Информационные карточки с биографией А. М. Герасимова;
- репродукция (иллюстрация) картины художника.
Ход урока
1. Небольшая историческая справка
Картина была написана Исааком Левитаном в 1895 году. Её размер 82 см в длину и 126 см в ширину. Автор использовал масляные краски. На картине изображена природа Тверской области близ реки Съежа, в то время это была территория Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. Известно, что Левитан приезжал в те края в усадьбу «Горка», у деревни Островно. В данный момент «Золотая осень» входит в собрание Государственной Третьяковской галереи в Москве и считается одной из наиболее известных картин Левитана, а также отечественного импрессионизма.
2. Сюжет
Картина передает ясный солнечный день в лесу.
Вопрос ученикам: На картине изображен осенний пейзаж, как мы можем это определить?
Ответ учителя: Золотые кроны берёз как будто светятся под лучами солнца и контрастируют с зеркально-голубым небом. Еще зеленая трава только-только начинает желтеть, она частично укрыта опавшими листьями. Растения у берега реки обрели характерный для осени насыщенный вишневый оттенок.
Вопрос ученикам: Как вы думаете, почему картина немного размыта?
Ответ учителя: Левитан преднамеренно не использовал четкий контур при написании картины, предоставляя зрителям возможность самим домыслить подробные очертания пейзажа. Также крупный мазок создает некую динамику и движение внутри картины.
Картина не ограничивается изображением леса, вдалеке виднеются небольшие домики, вероятно, это село. Домики делают картину наполненной жизнью, расширяют грани картины.
3. Композиция
Вопрос ученикам: Какие цвета использовал Левитан при написании картины?
Ответ учителя: Насыщенность и колорит картины создаются путём противопоставления темных синих красок (река) и светлых желтых и оранжевых (трава и листва). Также можно утверждать, что левая сторона, на которой изображена группа берез и осин – теплая, на их фоне, правая сторона с рекой и коричневатыми берегами кажется темной и холодной.
Вопрос ученикам: Какие приемы в построении композиции вы можете выделить?
Ответ учителя: Глубину пространства создает уходящая вдаль река, данный прием – один из наиболее часто используемых при написании картин Левитаном. Изображенная на первом плане тонкая берёзка, с ещё зелеными листьями на фоне золотокронных деревьев, подчеркивает переходное состояние природы. Чем дальше изображенные деревья – тем они темнее, что также создает пространственную глубину пейзажа. Несмотря на то, что картину нельзя назвать симметричной, она композиционно уравновешена: загруженная левая сторона компенсируется многоплановостью и группировкой элементов по освещенности справа. Сложность построения композиции в картине подталкивает зрителей всматриваться в детали, побуждает желание любоваться природой.
Примечательно, что сам Левитан не был доволен своей картиной. Он утверждал, что «Золотая осень» - грубая. Через год художник написал другую картину с таким же названием.
4. Настроение
Вопрос ученикам: Какие ассоциации и чувства возникают у вас, когда вы рассматриваете картину?
Ответ учителя: В отличие от других картин Левитана, например, таких, как «Осенний день» и «Поздняя осень», традиционно передающих лирически-печальное настроение осени, «Золотая осень» рождает совсем другие чувства. В ней передана особая сила природы, почти мистическое перерождение. «Золотая осень» наполнена светлой грустью о прошедшем лете и прощальной красотой, которые, в свою очередь, подводят зрителя к волшебному ожиданию счастья. Обилие красок, использованных для передачи яркого осеннего пейзажа, создает внутри зрителей ощущение полноты жизни, прилив энергии и чувственную напряженность. Рассматривая картину Левитана, мы погружаемся в особую атмосферу с чистым прохладным осенним воздухом, затихшей водой реки, светлыми далями и особым свечением пронизанной солнцем листвы тонких девственных берез.
5. Подготовка к сочинению
Вопрос ученикам: Как правильно описать картину своими словами, передать чувства и настроения осенней природы.
- Что привлекает художников и других деятелей искусства в образах природы? Какое общее настроение прослеживается в картинах Левитана, посвященных осени?
- Какую основную мысль, по вашему мнению, пытался передать Левитан в своей картине? Проследите, каким именно образом художник передал свой замысел в картине (сочетание цветовых решений и оттенков, композиция картины).
- Красота природы подталкивает многих художников и поэтов на создание удивительных произведений искусства. Найдите и прочитайте стихи классиков, описывающих осень. Есть ли в стихотворениях классиков и картинах Левитана общие мотивы? (Можно ли сравнить живописность стихов Пушкина об осени и картин Левитана?)
- Мысленно разделите картину на элементы, образы (берёзы, река, село), опишите каждый из них. Почему художник выбрал ракурс именно с таким набором элементов?
- Опишите свои мысли и чувства, касающиеся изображенного пейзажа. Передайте своё отношение к картине.
6. Домашнее задание
Написать сочинение в черновике.
7. Рефлексия
Ребята, чему вы сегодня научились? Что вам понравилось больше всего в картине: настроение, краски, пейзаж? (Ответы детей)
Все ли у вас получилось, все ли вам стало понятно из урока? Если есть вопросы, давайте обсудим. (Вопросы и ответы детей)
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.