Урок-конспект по картине А. М. Герасимова "После дождя"
Тема урока: Картина художника А. М. Герасимова "После дождя".
Основные цели и задачи: научить видеть и описывать сюжет картины, обращать внимание на нюансы и детали произведения, сформировать у учеников чувства прекрасного, подготовка к написанию сочинения по заданной картине.
План урока:
- Определение темы и целей урока
- Знакомство с художником и картиной
- Анализ и описание сюжета
- Составление плана для выполнения задания
Оборудование:
- Информационные карточки с биографией А. М. Герасимова;
- репродукция (иллюстрация) картины художника.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Слово учителя. Тема и цель урока
Ребята, часто ли вы восхищаетесь тем, что находится вокруг вас? Чем вы восхищаетесь? (Ответы детей)
Восхищение - положительное чувство. Наверняка, у каждого из вас в жизни был такой момент, когда хочется поделиться своими эмоциями с другими людьми, но часто нам не хватает нужных слов, чтобы правильно выразить свои мысли.
Именно поэтому человек издревле использует разные способы передачи своих чувств рисует картины, пишет стихи и рассказы.
Сегодня мы с вами будем учиться не только четко выражать свои мысли, но и понимать то, что хотят донести до нас другие. Делать это мы будем на примере картины советского художника А. М. Герасимова «После дождя» (Мокрая терраса).
3. Знакомство с художником и картиной
Я предлагаю вам рассмотреть репродукцию картины художника А. М. Герасимова «После дождя».
Вам интересно узнать о художнике, который ее написал и о чувствах, которые он испытывал и которыми хотел поделиться с нами? (Ответы детей).
А.М. Герасимов народный художник СССР, родился 19 июля 1881 года в городе Козлов. Сейчас он именуется Мичуринском и находится в Тамбовской области. Семья художника была купеческой, а в молодости А.М. Герасимов служил санитаром в Первой мировой войне.
После ее окончания он долго жил в Москве, где получил славу и признание кремлевский живописец. А.М. Герасимов создавал картины для правителя страны И.В. Сталина, известных политических деятелей. Но вскоре художник вернулся в родной город.
А.М. Герасимов любил природу, а особенно летний дождь. Однажды он вышел на террасу своего дома после теплого ливня. Его так восхитил пейзаж, что он тут же попросил у своего помощника принадлежности для рисования. Всего через три часа была готова одна из лучших работ художника «После дождя».
Ребята, что нового о художнике и его картине вы сейчас узнали? Что показалось вам необычным? Ответы детей: А.М. Герасимов участвовал в войне, картина была написана всего за три часа)
Главный инструмент художника это краски, а наш инструмент - это слово. Скажите, что можно составить из слов? (Ответы детей: словосочетания, предложения, текст)
А какой текст можно составить о произведении художника? (Рассказ, сочинение)
Как вы думаете, зачем нужно писать сочинение по картине? (Ответы детей)
Правильно, чтобы понять, что художник хотел нам рассказать своим произведением, передать свое отношение к произведению и поделиться своими мыслями и чувствами.
А теперь давайте подумаем: что художник хотел до нас донести, написав эту картину? (Ответы детей)
Тяжело сразу ответить, правда? Поэтому сегодня мы подготовимся к написанию сочинения.
4. Лексическая работа. Деконструкция
С чего нам начать подготовку, ребята? С подбора ключевых слов, на которые мы будем опираться. Их мы возьмем из названия картины. Какие это будут слова? (Ответы детей: мокрая, терраса, дождь).
Что такое терраса? Это летняя пристройка к дому без стен. А теперь давайте подберем к каждому из ключевых слов по два синонима. Запишите их.
Как вы думаете, для чего они нам нужны? Чтобы не повторяться. А теперь подберем по три прилагательных к существительным «дождь» и «терраса». Прочитайте, что у вас получилось (Дети читают слова).
Давайте рассмотрим картину детальнее. Какие предметы на ней изображены, что составляет ее композицию? (Ответы детей: круглый стол, цветы в кувшине, опрокинутый стакан, мокрый пол)
5. Синтаксис и пунктуация
Давайте попробуем составить из полученных слов предложения:
- Только что прошел летний ливень теплый, звонкий, свежий.
- На переднем плане все покрыто влажным блеском.
- На красных розах в графине, словно серебряные бусинки, висят капельки дождя.
- Все вокруг дышит свежестью.
Какие еще предложения можно составить? (Ответы детей)
6. Анализ колорита картины
Обратите внимание на краски, которые использовал художник. Почему именно эти цвета? Запишите ответ в тетради. (Дети зачитывают записи вслух)
Цвет - это главное средство художника. С помощью цвета он не только рисует конкретный объект, но и передает свои чувства, делится состоянием своей души со зрителем.
Мы видим спокойные оттенки: не яркие зеленые пастельные и темные, розовато-желтые, бордовые тона. С помощью этих цветов художнику удается создать летнее настроение, ощущение тепла. Серебристые блики на всех предметах позволяет нам почувствовать прохладу.
Давайте еще раз рассмотрим картину. Какое настроение она у вас вызывает? Запишите пару предложений о своих впечатлениях.
7. Составление плана
Подумайте, как лучше расположить материал, который мы собрали? Попробуйте составить свой план в тетради. (Дети составляют план, читают его вслух)
Молодцы. Теперь давайте обобщим наши результаты, в итоге мы можем получить примерно следующий план:
- Перед нами картина А. М. Герасимова «После дождя»: краткие сведения о художнике и истории создания картины.
- Мокрая терраса (передний план картины)
- Сад после дождя (задний план картины)
- Колорит картины: какие цвета использовал художник?
- Общее впечатление от увиденного.
Давайте запишем его в тетради.
8. Домашнее задание
Написать черновик сочинения.
9. Рефлексия
Ребята, чему вы сегодня научились? Понравилось ли вам анализировать творчество художника? (Ответы детей)
Все ли у вас получилось? Если нет, то как вы думаете, почему? (Ответы детей)
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.