Урок-конспект по теме: "Природа зимой"
Задачи урока:
- ознакомить детей с основными зимними явлениями и событиями;
- провести яркие параллели между информацией урока и жизненным опытом детей;
- обговорить такие явления, как: снег, изморозь, лед, гололед, оттепель;
- объяснить, что такое зимнее солнцестояние;
- раскрыть красоту зимнего времени года;
- раскрыть особенности зимней жизни животных, способы их адаптации к жестким погодным условиям;
- привить стремление помощи животным, особенно зимой;
- научить узнавать деревья и другие растения по их внешнему виду, их коре, хвое;
- раскрыть красоту зимнего времени года.
Планируемые результаты:
- систематизировать и закрепить имеющиеся и получить новые знания и зимней поре года;
- научить учащихся наблюдать за природой, видеть и замечать новое;
- привлечь внимание к форме снежинок (подготовка к уроке о агрегатных состояниях воды);
- даты: 22 декабря - зимнего солнцестояния и 25 декабря – зимнего солнцеворота, - закрепить в памяти детей;
- овладение несколькими способами определения пород деревьев зимой по коре, внешнему виду, плодам;
- понимание образа жизни зимующих животных.
Оборудование:
- теллурий – модель-прибор, которая демонстрирует движение Земли вокруг Солнца за год и вращение вокруг оси Земли за сутки;
- настенная таблица со схемой движения Солнца по небосводу;
- средство воспроизведения аудиозаписей;
- аудиозаписи «Вивальди – Времена года (зима)», «Ф. Шопен – Вальс №10 "Зима"»;
- качественное фото места в лесу зимой и летом (место должно быть обязательно одно и то же) природы или распечатанные, или в электронном виде;
- качественная фотография снежинки крупным планом;
- качественные фотографии зимующих животных с густым мехом, птиц;
- средство демонстрации фотографий зимнего леса, природы.
Ход урока
ЗИМА В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ
Учитель: «Дети, какое настроение у вас вызывает зима? Давайте послушаем классическую музыку, подумаем и ответим на вопрос. Итак, слушаем «Вивальди – Времена года (зима)»».
Учитель включает аудиозапись. Дети слушают. После того, как музыка заканчивается, дети отвечают о настроении, которое вызывает в них зима.
Учитель: «Правильно. Зима – это непростое время года. Она холодная, беспощадная, но вместе с этим – она завораживающе красива в своем белом величии. Зима – снежная королева неживой природы. ЕЕе белые наряды волшебные и очаровывающие. Вот поэтому многие поэты и художники есть, были и будут влюблены в зиму.»
Учитель: «Каких поэтов и художников вы знаете? Кто из них писал или рисовал зиму?»
Дети отвечают.
В это время учитель включает/показывает на экране, проекторе или просто распечатанные две фотографии зимнего леса в разные времена года (зима и лето).
Учитель: «Дети, как изменилась природа на фотографиях зимой по сравнению с той, что была летом? Даю 1 минуту на то, чтобы отметить изменения. Считаем в уме: сколько изменений вы увидели. Тот, кто увидит больше всех – получит оценку.»
Дети – анализируют фотографии, тот ребенок, который увидел больше всех изменений – получает оценку. Акцентировать внимание на том, что стало холодно, повсюду снег, замерзла вода, лед, солнце светит, но почти не греет, большая облачность.
Учитель: «Как вы думаете, дети, почему зимой холодает? Мы с вами проходили это уже, когда усваивали причину смены времен года.»
Используя теллурий учитель показывает причину похолодания. То, что она связана с углом попадания солнечных лучей на плоскость Земли, наклона оси Земли к орбите ее вращения вокруг Солнца.
Дети вспоминают пройденный материал, особо запомнивших – нужно поощрить позитивной оценкой. Когда в сторону Солнца наклонена ось Земли – на Северном полушарии царит лето, потому что лучи Солнца падают почти вертикально и лучше согревают атмосферу Земли. Когда движение Земли вступает в фазу, когда ее ось отклонена в сторону, противоположную светилу, то лучи Солнца падают на поверхность вскользь, слабо обогревается атмосфера и наступает время царицы Зимы.
Учитель: «Дети, вы знаете: как правильно смотреть на уличный термометр? Кто знает и может это продемонстрировать?»
Учитель выбирает одного ученика – тот идет и говорит показания классу.
Учитель: «Правильно ли он посмотрел? Кто хочет проверить?»
Второй ученик подтверждает или опровергает слова первого.
Учитель: «Правильное расположение глаз смотрящего на этот прибор – это прямо напротив столбика термометра, чтобы взгляд правильно проецировал столбик на шкалу.»
Учитель: «В старину люди отметили, что Солнце зимой низко над линией горизонта, а летом – высоко. Они отметили также, что день зимой короче, а ночи длинны. И процесс изменения длины дня и ночи меняется по достижении определенной даты – 22 декабря, этот день в году – самый короткий. Они назвали этот день зимним солнцестоянием. А день, когда день начинает увеличиваться, а ночь уменьшаться – это 25 декабря. Этот день назван зимним солнцеворотом.»
Дети записывают новое в тетради.
Учитель: «Дети, а какие осадки бывают зимой? Что идет с неба?»
Учитель: «Вы смотрели на снежинки вблизи? На то, как они выглядят?»
Учитель включает или показывает изображение снежинки крупным планом.
Учитель: «Давайте каждый попробуем нарисовать снежинку. Как вы видите – все они правильной формы. И что занимательно – двух одинаковых не сыскать.»
Дети рисуют.
Учитель: «Как называется явление, когда идет снег?» (снегопад). «Какие беды может принести сильный снегопад?» (засыпанные дороги, дома, обломы веток деревьев…) «Как называется снегопад при сильном ветре?» (Вьюга, метель, перга…)
Учитель: «Что такое оттепель? Что бывает после нее?» Снег после оттепели замерзает коркой – настом. Наст губителен для всего, что под ним – и животных, и растений. Но он необычайно красив под лучами солнца. Также после оттепели образовывается изморозь – замёрзшая вода на ветках, проводах
Физкультминутка.
РАСТЕНИЯ ЗИМОЙ
Учитель включает аудиозапись «Ф. Шопена – Вальс №10 "Зима"» и параллельно демонстрирует фотографии зимнего и летнего леса. После окончания аудиозаписи, учитель спрашивает.
Учитель: «Что случилось с деревьями с наступление зимы? Какое настроение у вас возникает от вида покрытых снегом деревьев?»
Учитель: «В зимнем лесу тихо и спокойно, время, кажется, останавливается. Зимний лес в стихах русских поэтов – это вечная тема.
Валерий Брюсов
Первый снег
Серебро, огни и блестки,-
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.
Это - область чьей-то грезы,
Это - призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.»
Учитель: «Как узнать березу зимой? А осину? Клен и ясень? Дуб и липу?»
Учитель: «Почему хвойные деревья одетые зимой?» Смола не дает промерзнуть сокам деревьев.
Учитель: «Чем сосна отличается от ели?»
Физкультминутка
ЖИВОТНЫЕ ЗИМОЙ
Фотографии зимующих животных с густым мехом, птиц показываются на проекторе/экране/распечатанных снимках. Дети угадывают животных.
Учитель: «Как вы думаете, о ком мы будем сейчас говорить?»
Учитель: «Правильно. О животных в зимнем периоде. Какие звери спят всю зиму, а какие бодрствуют?» Спят: суслик, бурундук, барсук, медведь, сурок, еж, а бодрствуют, делая залежи еды, белки и мыши.
Учитель: «Какие птицы улетают от нас зимой, а какие остаются? Что они едят?» Едят ягоды, семена, личинки в коре. Вороны, галки, воробьи часто едят на помойках.
Учитель: «Дети, нужно помогать животным зимой. Им часто нечего есть. Подкармливайте их.»
Учитель: «Александр Яшин
Покормите птиц
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!»
Физкультминутка
Домашнее задание
Нарисуйте, распечатайте фотографию зимующего животного или растения, расскажите коротко о нем (3 предложения).
Рекомендации для занятий в семье
Прогуляйтесь с ребенком по зимнему лесу, расскажите, прокомментируйте ему увиденное.
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.