Урок-конспект по теме: "Природа летом"

Пластов Сенокос

Цели урока:

  • расширение знаний детей о летнем времени года (его отличительные признаки, приметы);
  • помочь детям оценить состояние природы летом;
  • рассказать детям на примерах о жизни фауны и флоры в летний период;
  • дать понятие правильных действий во время летней грозы в жаркий летний период;
  • развивать логическое мышление (отгадывание загадок, участие в развивающих играх);
  • практике в анализе различных изображений;
  • расширение словарного запаса учащихся;
  • дать понятие оздоровительного и закаливающего эффекта от игр на свежем воздухе;
  • укрепить в детях чувство любви и бережного отношения к природе

Планируемые результаты:

  • закрепление ранее изученного материала;
  • умение учащихся отмечать определенные явления летнего времени года и правильно их анализировать;
  • знакомство детей с поэтическим и художественным видением лета (акцент – русские поэты и художники);
  • изучение детьми флоры и фауны летнего периода, особенностей летнего быта птиц, зверей, растений.

Оборудование.

  • проектор или любое другое средство для демонстрации визуальных изображений;
  • изображения летнего леса, ягод, зверей в летнем лесу, птиц летней поры;
  • компьютер по необходимости;
  • плакат «Круговорот воды в природе»;
  • календарь с отмеченными датами летнего солнцестояния и солнцеворота;
  • монетки «Всезнайка» (30+ штук) - жетоны желтого цвета (2-3 см в диаметре), вырезанные с картона или любого другого материала.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: «Здравствуйте, дети! Сначала, перед началом занятия, я хотела бы сказать, что каждый, кто ответит сегодня на мой вопрос правильно – заработает 1 монетку «Всезнайку», тот, у кого будет больше всего монеток, – получит «5» и освобождение от домашнего задания.»

Учитель: «Давайте дети, прочитаем вместе стихотворение и дополним его словами, которые пропущены: (учитель показывает на проекторе слайд со стихом, в котором пропущены 2 слова)

Если в небе ходят грозы, если травы расцвели,

Если рано утром росы гнут былинки до земли,

Если в рощах над калиной вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета вся вода в реке до дна, –

Значит, это уже …. (лето)!

Значит, кончилась …. (весна)! (Е.Трутнева)».

Учитель: «Тема сегодняшнего урока – «Природа летом», запишите себе.»

II. Актуализация знаний и постановка проблемы

Учитель: «Итак, я хочу задать вам несколько вопросов:

Дети, какие времена года вы знаете?

Какое время года вы любите больше всего и почему?

Сколько месяцев имеет летнее время года?

Чем для вас примечательно лето?

Посмотрите на изображение, которое я вам покажу сейчас на проекторе (учитель показывает изображение летнего леса), какое время года показано на картинке?

Почему вы именно так решили? Наведите аргументы.

Учитель: «Сегодня на уроке мы узнаем много нового: отличительные характеристики летней поры, то, как нужно себя вести в летние дни. Мы узнаем особенности жизни зверей и растений, - также рассмотрим, нужна ли им помощь от нас летом.»

III. Подача основного материала

Учитель: «Давайте прочитаем стих о лете и проанализируем, о каких особенностях лета нам сообщает поэт:

Здравствуй, лето долгожданное!

Солнце, речка и песок, тень березки, ветерок,

Ключ, звенящий в тишине, тёплый дождик при луне,

Трепет крыльев стрекозы и атласный шелк травы.

Земляника и малина, подберезовик у пня,

Голубая паутина, щебет крыльев, шум ручья.

Много радости и света дарит нам с тобою лето!»

Учитель: «А сейчас мы рассмотрим некоторые из тех особенностей, что назвали.»

Явления природы

Васильев Мокрый луг

Учитель: «Ребята, почему летом так все изменяется? Почему так много птиц, растений, зверей, насекомых?» (Теплее стало, день более длинный, на примере теллурия дети вспоминают углы попадания лучей Солнца на Землю)

Учитель: «Явления природы летом – особенные. Какие явления вы знаете? Какие из них вы видели летом?»

Учитель: «Вы заметили, что зимой в 9 часов темно, а летом светло?»

Учитель: «Правильно, весна закончилась, день обогнал ночь и стает все больше. Самый длинный день в конце июня. День летнего солнцестояния 22 июня. Что такое день солнцестояния? Это самый длинный или самый короткий день. Древнерусское название этого дня - День летнего солнцеворота — он праздновался 25 июня.»

Учитель: «Ребята, что такое дождь? Как он образуется?» (на проекторе слайд-плакат «Круговорот воды в природе»)

Учитель: «Вода – жизненно необходима растениям и зверям. Когда нету дождей долгое время – начинается засуха. Но вода, которая есть в озерах и реках – постоянно испаряется понемногу. Маленькими капельками, невидимым паром она поднимается в высь, где она смешивается с воздухом. Теплый воздух, нагретый лучами Солнца, подымается вверх. Чем выше – тем прохладнее, с охлаждением – капельки соединяются и увеличиваются. Они и создают облака. Если капелькам становится еще холоднее – они обнимаются, чтобы согреться и становятся больше. Тогда облако становится серым. Тогда уже недолго ждать – скоро капельки прольются на землю обильным дождем.»

Учитель: «Вы видели, что иногда когда идет сильный дождь – бывают вспышки света и гремит гром? Как называется это явление?» (гроза и молнии)

Учитель: «А что раньше бывает вспышка света или гром?»

Учитель: «В старину все боялись грозы. Люди придумывали разные легенды и мифы, описывающие это явление. Придумывали, что это дерутся великаны, ездит небесная телега. Говорили, что это летят огненные стрелы, бросаемые злыми великанами. Были еще такие рассуждения, что это искры божественного костра. Но не так люди боялись вспышек, как звука. Действительно страшно, когда гремит в полную силу.»

Учитель: «Вреда от звука нету – самое страшное это молния! Молния являет собой электрический разряд, искра. Она мчится по небосклону с ужасающей скоростью. Это страшная сила, способная сокрушить вековые дубы, здания. Она может спалить сено, другие легковоспламеняющиеся предметы. Часто бывает, что летом гроза может застать тебя врасплох. Тогда нужно правильно выбрать место, где ее переждать можно. Это не должно быть металлическое или иссохшееся укрытие, желательно, чтобы оно было невысоким или рядом были более высокие объекты.»

Учитель: «Как называются осадки утром на траве, которые возникают из-за разницы между температурой ночи и дня?» (Роса)

Учитель: «Если вы идете гулять летом на целый день, - возьмите обязательно головной убор. Он сохранит вас от жары, позволит избежать солнечного удара. Солнечный удар – это потеря сознания от воздействия прямых солнечных лучей.»

Учитель: «Для того, чтобы уберечься от беды купаясь – нужно делать это под присмотром взрослых, не прыгать и не нырять в незнакомом месте, не заплывать далеко, не баловаться. Будете своевольничать – легко можете потерять свою жизнь.»

Физкультминутка.

Растения леса

Пластов летом

Учитель: «Давайте прочитаем стишок: На полянке посмотри, красочные фонари –

Это летние цветы. Изучи-ка их и ты.» (Включает изображения растений летней поры)

Учитель: «Вот растения, которые можно встретить летом. Если вы узнаете растение – скажите, я дам за это монетку.»

Учитель: «Правильные названия этих растений - лесная герань, тысячелистник, клевер, цикорий, Луговой василек……»

Учитель: «Какие еще вы знаете растения?»

Учитель: «Лето – ягодная пора. Земляника поспевает в июне, черника, смородина, малина – в июле, клюква – в августе. Какие ягоды вы еще знаете и любите? Называйте только те, которые растут в России.»

Физкультминутка.

Какие животные в лесу

Учитель: «Как то, что вокруг стало теплее, отразилось на жизни фауны леса?»

Учитель: «Птицы вьют гнезда, откладывают яйца. Звери заводят потомство.»

Учитель: «Дети, вы можете помочь птичкам в жильем. Для этого вы попросите родителей вам помочь и постройте птичкам домик.»

Учитель: «А сейчас – посмотрите на изображения зверей и птиц. Давайте распознаем их вместе со мной. Кто раньше всех и меня, в том числе, назовет птицу – получит монетку.»

Рекомендации для занятий в семье. Вместе с ребенком сделайте домик для птицы и повесьте его на балконе, в саду, на дереве в парку.

Добавить комментарий

* Нажимая "Отправить" Вы подтверждаете согласие с политикой конфиденциальности.