Лучший «портрет – образ» преподавателя и классного руководителя

Опубликовано: 
Образование

«Учитель должен обладать

всем тем, в чем нуждается ученик».

Восточная мудрость

Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет, так говорил мыслитель Боэций. Первыми учителями для нас были родители, а дети лучшими учителями для взрослых. Действительно, дети - это особый мир, тонко чувствующий все, что их окружает. И им всегда хочется находиться с тем человеком, который излучает тепло, нежность, заботу и радость. Именно такими людьми являются настоящие учителя.

Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить воспитывать, а вместе с тем он отвечает за самого себя, за свое право быть педагогом.

Я всегда мечтала стать учителем, а именно учителем истории, кем я являюсь. Поначалу это игры в школу, потом учеба в педагогическом колледже, затем в педагогическом институте. Но получив образование, я поняла, что самая главная работа по осуществлению мечты - стать учителем только началась. Ведь профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий.

Работая учителем, ты понимаешь, что новый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного. Где все время надо торопиться успеть, где все время надо спешить стать интересным для окружающих тебя людей, дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое, торопиться не опоздать. Потому что тебя окружают самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные учителя и конечно самые любимые, самые отзывчивые, самые требовательные в этой жизни - дети. И от того кто был первым учителем, порой складывается вся дальнейшая жизнь человека. Я, благодарна, что мне в жизни пришлось столкнуться с замечательными людьми - это мои родители, учителя, коллеги и, конечно же, это дети.

Педагогическая деятельность требует особого призвания. Ведь воспитанием и обучением могут заниматься люди со склонностью и любовью к этому делу. В. Ключевский писал: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».

Успех педагогической деятельности во многом будет зависеть от коммуникативных способностей учителя, от его умения наладить правильные взаимоотношения с детьми. Вот уже два года я работаю над темой педагогической концепции «Коммуникативная компетентность преподавателя, как условие профессионально - нравственного развития студента». В ходе работы над ней, я поняла, что наличие у преподавателя высокого уровня коммуникативной компетентности, предполагает готовность управлять процессом взаимодействия на учебном занятии и вне его, расширить границы взаимопонимания.

Учитель должен также увлекаться самим процессом обучения и воспитанием человека. И, несомненно, от творчества самого преподавателя будет зависеть многое. Ещё в XIX веке Герман Гельмгольц писал, что творческая мысль « осеняет нас внезапно, без усилия, как вдохновение…, она никогда не рождается в усталом мозгу и никогда — за письменным столом. Дойти до этого обычно невозможно без продолжительной работы…».

Уже несколько лет я использую на уроках презентации по истории и обществознанию. Это дает учителю неограниченные возможности для творчества. Использование информации в любой форме представления, в компоновке материала в соответствии с целями, задачами конкретного урока в конкретной группе. При этом понадобится совсем немного времени для трансформации презентации, при необходимости и в ходе урока. Работа над презентацией положительно влияет на развитие у студентов навыков общения с помощью информационно-компьютерных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению истории, способствует повышению уровня восприятия информации.

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать. Учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием. Так как самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.

В своей работе я основываюсь на систему эффективных уроков А.А. Окунева.

Часто мы встречаем следующую модель: учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя. Я являюсь классным руководителем второй год и, могу сказать, что требования к классному руководителю не менее важны, чем к учителям-предметникам. Воспитание учащихся является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон. Поэтому особую роль в воспитании отводят классному руководителю.

Главной функцией в работе классного руководителя является защита ребенка и создание условий для свободного развития его духовных и физических сил. Что означает не только оказание ему помощи в разрешении проблем сохранения и укрепления здоровья, обучения, взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, но и создание возможностей для раскрытия в себе всего лучшего, развития его способностей.

В своей педагогической деятельности я сформировала для себя ряд принципов, которые необходимо соблюдать:

Мне всегда хотелось, что бы на моих уроках было интересно, чтобы сложились хорошие взаимоотношения с детьми и их родителями.

Ведь сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимая значительное место в жизни человека, не дает ощутимого, зримого, конкретного результата сразу по его завершении. Результатом является все последующее поведение, деятельность, образ жизни человека. А чтобы поставленные цели осуществлялись, нужно просто любить свою работу.

Уважаемые коллеги, любите свою работу!

 

Ушиярова Ляйсан Сагитовна

Преподаватель истории и обществознания

Благовещенского промышленно-гуманитарного техникума,

стаж работы - 5 лет, первая квалификационная категория